^Back To Top
Помимо песен и романсов встречаются вокальные песни без слов – вокализы.
Вокализ - так называется концертное произведение для пения с инструментальным сопровождением.
Есть и еще одно значение этого слова – это специально сочиненное упражнение, исполняющееся на гласный звук, для развития выразительности голоса и виртуозной техники певца.
Vocalis в переводе с итальянского и означает гласный, звучный, певучий.
Вспомните «Вокализ» С.В.Рахманинова.
______________________________________________________
Многообразие чувств и мыслей, переданных в них, мелодичность, певучесть и удивительная красота позволяют слушателям воспринимать эту инструментальную музыку как выразительную речь, убедительное высказывание, исповедь души человека.
➢ Слушаем: Романс Георгия Свиридова из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель»
_______________________________________________________
Немецкий композитор XIX в. Феликс Мендельсон сочинил цикл фортепианных пьес под названием «Песни без слов». Среди них есть «Песни венецианских гондольеров» (так называли лодочников, гребцов). Эти песни без слов написаны в жанре баркаролы – песни на воде.
Родина этого жанра – Италия. Barka в переводе с итальянского означает лодка.
Феликс Мендельсон является одним из самых талантливых и плодовитых композиторов классической музыки, даже те, кто не может назвать ни одного его произведения, знают "Свадебный марш" из музыки к комедии "Сон в летнюю ночь".
Талантливый художник, с раннего возраста выражавший свои идеи в значительных рисунках и картинах, он был изысканным знатоком литературы и философии, апофеозом жизни которого была музыка. Ясная индивидуальность Мендельсона проявляется сразу в исключительной эстетической утонченности, неповторимом мелодическом смысле, красочном, мастерском использовании инструментальных возможностей. Музыка Мендельсона абсолютно переполнена энергией, кипением, драмой и новизной, о чем свидетельствует наиболее известные его работы: увертюры "Сон в летнюю ночь" (1826-1842) и "Гебриды" (1830), "Песни без слов" (1830-1845), "Шотландская" (1842) и "Итальянская" (1833) симфонии. Большинство его шедевров имеют светлый, солнечный, лёгкий характер, тем сильнее проявляется глубина, сложность и духовная основа его личности в литургических произведениях - великих ораториях "Павел" (1835) и "Илия" (1846).
Долгое время он был самым неизвестным из великих композиторов, сотни не исполненных произведений, тысячи не прочитанных писем, сотни не выставленных художественных работ - и только последние четыре десятилетия по-новому открыли миру Феликса Мендельсона.
Слушаем "Песню венецианского гондольера" №12
________________________________________________________
Баркаролы сочиняли многие композиторы, в том числе и П.И. Чайковский. В его цикле пьес для фортепиано «Времена года» есть Баркарола (июнь).
Во вступлении мерно, плавно покачивается музыка. Такое же мерное покачивание сопровождает всю «Баркаролу». Широко, привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь — и, кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь от ровных ударов вёсел.Ж
Потом музыка меняется. Она становится живее, радостнее и уже меньше похожа на песню. Каждый звук наполняется солнечным светом, вспыхивает, искрится, звенит, будто поднялись вдруг маленькие волны из-за внезапно налетевшего тёплого и лёгкого ветерка.
Но игра воды вдруг развеялась, и река снова потекла спокойно и безмятежно.
Нам уже знакома кантата Сергея Прокофьева «Александр Невский». Кантата была создана на основе музыки к одноименному историческому кинофильму «Александр Невский» режиссёра Сергея Эйзенштейна, вышедший на экраны в 1938 году (незадолго до начала Великой Отечественной войны).
Кантата - многочастное произведение для хора, солистов, симфонического оркестра.
Части кантаты связаны между собой по смыслу.
История кантаты восходит к 1-й половине 17 в.; первоначально термин "кантата" использовался в Италии как обозначение крупного вокального сочинения.
Кантаты подразделяются на духовные (религиозные) и светские; к середине 18 в. светские кантаты становятся всецело господствующей разновидностью.
Познакомимся ещё с одной кантатой – «Поэма Памяти Сергея Есенина» композитора
Георгия Свиридова.
Поет зима — аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка.
Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далекую
Седые облака.
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна.
Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна.
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
А вьюга с ревом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней.
И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мерзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная Красавица весна.
Так как стихи Есенина очень поэтичны и музыкальны, композитор очень точно передал каждой фразой музыки образ лютой, холодной зимы и картину пробуждающейся весной природы, которая снится воробушкам во время зимней стужи.
Уже первые такты музыки настраивают слушателя на восприятие картины застывшей природы: тремоло струнных в низком регистре, минорном ладу создают ощущение холода. В партии хора сначала преобладают мужские голоса, мелодия основана на призывных интонациях, в оркестре медные духовые и струнные имитируют завывание вьюги. Важную колористическую роль играют ударные инструменты, которые усиливают состояние напряжённости.
Картина весны «нарисована» другими красками. Здесь меняется лад: минорный – на светлый мажорный, преобладают высокие женские голоса, а в партии оркестра – деревянные духовые инструменты. Всё это создаёт тёплый, прозрачный колорит. Музыка изображает звенящую капель, лёгкое дуновение ветерка, картину ясного, прозрачного неба, на котором восходит жаркое солнце, под его лучами расцветают цветы и начинают петь птицы.
Вопросы для проверки:
1. Перечисли жанры инструментальной музыки, названия которых заимствованы из названий вокальных произведений.
2. Дай определение жанру Вокализ.
3. Подробно опиши содержание Романса Георгия Свиридова (на что настраивает короткое вступление; каков характер главной мелодии, что она выражает; почему мелодия исполняется одним инструментом, а не ансамблем или всем оркестром; как меняется характер главной мелодии на протяжении романса; на какой момент приходится кульминация произведения, какие чувства при этом выражаются; как звучит эпилог Романса, почему здесь в звучании столько нежности и светлой грусти)
4. Сколько разных образов в музыке "Поёт зима, аукает" Г.Свиридова? Какими музыкальными красками нарисована картина холодной зимы и приближающейся весны?
5. Умей на слух узнавать "Песню венецианского гондольера" (Баркаролу) Ф.Мендельсона и "Баркаролу" П.И.Чайковского.