На уроках музыки и в повседневной жизни мы часто обращаемся к музыкальным произведениям, которые так или иначе связаны с литературой. Без нее не могли бы появиться на свет ни опера, ни балет, ни оперетта, ни мюзикл, так как в основе их сюжета, как правило, лежит литературное произведение (сказка, повесть, роман и др.). Без стихов нельзя написать песню или такие музыкальные произведения, как романс, кантата.
Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы? Что она потеряла бы, если бы не было ни поэзии, ни прозы? Чтобы ответить на эти вопросы, нужно задуматься над тем, что лежит в основе музыкальных и литературных сочинений, что вдохновляет на их создание композиторов, писателей, поэтов.
Сюжеты, темы, образы этих двух видов искусства имеют общий источник - это окружающая нас реальная жизнь, и поэтому мы видим так много общего между музыкой и литературой, хотя в каждом из этих искусств это общее выражается разными средствами, в разных формах и по-разному воздействует на нас, читателей и слушателей.
Что же роднит музыку с литературой? Единым стержнем этих искусств является интонация. Разнообразные интонации - ласковые, печальные, спокойные, взволнованные, торжественные, величественные - мы слышим и в разговорной, и в литературной, и в музыкальной речи.
При всём могуществе своих возможностей музыка во все времена училась у поэзии. Если внимательно вслушаться в звучание музыкального произведения – даже чисто инструментального, - можно различить фразы и предложения, восклицания и вздохи – всё то, что является принадлежностью человеческой речи.
Музыкальные фразы упорядочены, они рифмуются друг с другом, как это происходит в поэзии, и тогда течение музыки ритмично, подобно звучащему стиху.
Послушай, например, начало 40 симфонии В.А.Моцарта, и ты как будто услышишь интонации человеческой речи – взволнованные и торопливые или спокойные и повествовательные. Различишь паузы и остановки – как будто рассказчик останавливается для того, чтобы немного перевести дыхание, чтобы затем снова продолжить свой рассказ.
Вольфганг Амадей Моцарт- полное имя Иога́нн Хризосто́м Во́льфганг Теофи́л Мо́царт (27 января 1756, Зальцбург — 5 декабря 1791, Вена) — австрийский композитор, капельмейстер, скрипач-виртуоз, клавесинист, органист. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Наряду с Гайдном и Бетховеном, принадлежит к наиболее значительным представителям Венской классической школы.
Композиторы часто искали вдохновение у поэзии, чутко вслушиваясь в каждый стих, чтобы передать в музыке все движения чувств, все оттенки смысла, порой недоступные словесному выражению.
Иногда это приводило к подлинным художественным открытиям – созданию произведений, необыкновенных по силе музыкальной выразительности. Одно из таких сочинений – цикл «Детская» великого русского композитора М.Мусоргского.
«Кот Матрос»- одна из песен цикла, написанная, как и вся «Детская», на стихи самого композитора.
Из простого сюжета композитор создал целую сценку, в которой музыка с яркой убедительностью передаёт и волнение ребёнка, и его оживлённую речь, и страх за снегиря, и гнев. Мелодия точно фиксирует все обороты речи – восклицания, вопросы, торопливую скороговорку. А в музыке аккомпанемента явственно слышно и то, как скребёт клетку и как пищит испуганный снегирь.
Модест Петрович Мусоргский — гениальный композитор, творчество которого было поначалу недооценено. Новатор, искатель новых путей в музыке, он казался современникам недоучкой. Даже его близкий друг Римский-Корсаков считал, что произведения Мусоргского можно исполнять только исправив гармонию, форму и оркестровку. Лишь много позднее открылось подлинное значение творчества Мусоргского, которого первым верно оценил Стасов, сказавший: «Мусоргский принадлежит к числу людей, которым потомство ставит монументы». «Создать живого человека в живой музыке» — так сам композитор определял свою цель. Характер его творчества определил преимущественное обращение Мусоргского к вокальным и сценическим жанрам. Его высочайшие достижения — оперы «Борис Годунов» и «Хованщина», вокальные циклы «Детская», «Без солнца» и «Песни и пляски смерти».
- Вспомни, какими интонационными красками изобразил М.Мусоргский картину утра в старинной Москве в симфоническом вступлении к опере "Хованщина" - "Рассвет на Москва-реке"
И.Репин. Портрет М.Мусоргского
"...Считаю Мусоргского самым гениальным создателем оперного реализма. Ни до, ни после него не было равных ему по вдохновению и творческому гению художника."
Ф.И. Шаляпин.
Контрольные вопросы:
1. Что является единым стержнем музыкальной и разговорной речи?
2. Чем музыкальная речь похожа на разговорную?
3. Какие музыкальные жанры не появились бы, если бы не было литературы?
4. Перечисли, какие интонации слышны в экспозиции (первоначальных темах) первой части 40 симфонии В.А.Моцарта.