^Back To Top
Удивительно напевна музыка П.И.Чайковского и С.В.Рахманинова.
Не случайно в их творчестве возникли произведения для голоса без слов – вокализы.
ВОКАЛИЗ. Сами о том не подозревая, мы с вами часто вокализируем, то есть поём какие-то мелодии без слов, на неопределённую гласную. Это и есть вокализ - пение без слов. В профессиональной музыке вокализы чаще всего встречаются в вокальных упражнениях. Но бывают и специальные произведения, например, Концерт для голоса с оркестром Р. М. Глиэра или Вокализ С. В. Рахманинова.
Льется прекрасная и грустная мелодия. Ее поет женский голос. Поет без слов, но ясно, что это - рассказ о чем-то очень дорогом и близком.
Мы слышим широкий русский напев. Основная мелодия построена из ряда напевов, сменяющих друг друга, и благодаря этому возникает впечатление непрерывной «текучести» голоса. Необыкновенная пластичность и красота печальной мелодии сделали вокализ одним из самых популярных произведений Рахманинова, которое существует не только в авторской транскрипции, но и выдержало множество переложений для различных инструментов.
"Вокализ Рахманинова называют часто музыкой покаяния."
Написанная для голоса (сопрано или тенора) с фортепианным аккомпанементом, она не содержит слов, а поётся на одном гласном звуке (на выбор исполнителя). Песня была посвящена Антонине Неждановой. Кстати, родилась певица в Одессе, и с 1950 имя Неждановой носит Одесская консерватория, ныне Одесская национальная музыкальная академия.
Рахманинов пишет это произведение всего за несколько годов до своего отъезда из России навсегда, как будто прощается с любимой Родиной, где оставил часть себя.
Голос - как будто сама Душа вырвалась и разговаривает с нами.
"Сочинять музыку для меня такая же насущная потребность, как дышать или есть: это одна из необходимых функций жизни. Постоянное желание писать музыку — это существующая внутри меня жажда выразить свои чувства при помощи звуков, подобно тому как я говорю, чтобы высказать свои мысли."
Весной 1915 года Рахманинов показал 1-ю редакцию «Вокализа» А. В. Неждановой. Тогда же, прислушавшись к ее замечаниям, сделал несколько исправлений карандашом в вокальной партии, занося в партитуру также исполнительские штрихи и нюансы. «Вокализ» опубликован с посвящением А. В. Неждановой, которая 25 января 1916 г. в присутствии автора исполнила его с оркестром С. А. Кусевицкого. Благодарный композитор подарил певице первый вариант рукописи. С тех пор в течение восьмидесяти лет автограф находился в библиотеке А. В. Неждановой (после ее смерти в 1950 г. – Мемориальном музее-квартире).
Сохранились воспоминания певицы, в которых она рассказывает об этом произведении:
«В последние годы его жизни в Москве я была осчастливлена исключительным вниманием со стороны Сергея Васильевича: он написал для меня и посвятил мне чудесный «Вокализ». Это талантливое, прекрасное, произведение, написанное с большим художественным, вкусом, знанием, произвело сильное впечатление. Когда я высказала ему своё сожаление о том, что в этом произведении нет слов, он на это сказал:
- Зачем слова, когда вы своим голосом и исполнением сможете выразить всё лучше и значительно больше, чем кто-нибудь словами.
Это было так убедительно, серьезно сказано, и я так этим была тронута, что мне оставалось только выразить ему от всей души свою глубокую благодарность за такое лестное мнение и исключительное отношение ко мне. «Вокализ» свой до напечатания он приносил ко мне и играл его много раз. Мы вместе с ним, для более удобного исполнения, обдумывали нюансы, ставили в середине фразы дыхание. Репетируя со мной, он несколько раз тут же менял некоторые места, находя каждый раз какую-нибудь другую гармонию, новую модуляцию и нюансы. Затем, после того, как «Вокализ» был оркестрован, я в первый раз спела его с оркестром под управлением дирижера С. А. Кусевицкого в Большом зале Благородного собрания. Успех Рахманинова как великого композитора был колоссальный. Я бесконечно радовалась тому, что часть заслуженного успеха принадлежала также и мне как исполнительнице. Рукопись «Вокализа», которую он мне подарил до концерта, с тех пор хранится у меня как драгоценное воспоминание о гениальном композиторе».
Существует огромное количество различных аранжировок (переложений для различных инструментов) знаменитого вокализа:
С.Рахманинов. Вокализ. (переложение для солирующего саксофона)
С.Рахманинов. Вокализ. (переложение для солирующей скрипки)
С.Рахманинов. Вокализ. (переложение для солирующей трубы)
С.Рахманинов. Вокализ. (переложение для двух блок-флейт)
Задание:
Послушай несколько переложений "Вокализа" С.Рахманинова (можешь найти в интернете и другие варианты, кроме предложенных) и запиши в тетради, в исполнении какого инструмента это произведение показалось тебе более привлекательным и понравилось больше других. Объясни, почему.