^Back To Top

logo

К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые  народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы  давали им вторую жизнь, по-своему интерпретируя ранее созданные мелодии.

     Так, Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) в  «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская», а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев.  Послушайте, как красиво и стройно звучит "Покаянная молитва о  Руси" П.И.Чайковского в исполнении хора.

А это русская народная плясовая песня "Камаринская" в исполнени народных инструментов (оригинал).     В "Детском альбоме"  мелодия "Камаринской" звучит по-детски непосредственно, игриво и легко. Но главное, композитор сохранил задор плясового наигрыша. А  повторяющиеся ритмические фигурации напоминают бряцание балалайки.

Теперь послушайте украинскую народную веснянку "Выйди, выйди, Иванку". Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания.  Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале (последней части) концерта для фортепиано с оркестром №1. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто  погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны.

 

Вспомним, что концерт – это  3-х или 4-х-частное произведение для солирующего инструмента  и симфонического оркестра.

        

 

Романс "Жаворонок" - один из самых известных романсов Глинки.

Это «задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью». Она неразрывно связана с традицией русской песенности; в ней отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей. Перед вступлением певца в фортепьянном сопровождении слышатся трели жаворонка.

 

М.И.Глинка. Романс "Жаворонок"                                             


ЖАВОРОНОК               муз.М.Глинки,  сл.Н.Кукольника

Между небом  и землёй  песня раздаётся.

Неисходною струёй громче, громче льётся.

Не видать певца полей, где поёт так громко

                Над подруженькой своей жаворонок звонкий.

 

Ветер песенку несёт, а кому - не знает.

Та, кому,  она  поймёт, от кого – узнает.

Лейся песенка моя,  песнь надежды  сладкой.

Кто-то вспомнит про меня  и вздохнёт украдкой.

 

 

    Композитор Милий Алексеевич Балакирев  по-своему  прочёл романс М.И.Глинки «Жаворонок»,  сочинив  на  его мелодию свою фантазию для фортепиано «Жаворонок»О Милии Алексеевиче Балакиреве вспоминают, прежде всего, как об основателе и идейном вдохновителе «Могучей кучки». Но весьма интересной частью российской музыкальной жизни второй половины XIX столетия стала исполнительская деятельность Балакирева-пианиста. 

Балакирев не особенно часто выступал как пианист, но каждое его выступление имело успех. Современники сравнивали его манеру игры с речью «умного оратора, которому есть что сказать». 

В Фантазии Балакирева музыка Глинки превратилась в настоящую пьесу-картинку, в которой не только  слышна песня жаворонка, но и явственно представляется, как он взмывает в небо и парит над полем, как вьётся и кружит в светлом голубом пространстве, радуясь весне и жизни. 

 

Вопросы и задания:

1. Что значит "вторая жизнь песни"?

2. Почему композиторы используют в своём творчестве ранее созданные народные или авторские мелодии?

3. Приведи примеры таких сочинений, где  обработаны кем-то ранее созданные мелодии.

4. Выполни в тетради описание пьесы  Балакирева "Жаворонок" (сколько раз повторяется главная мелодия;  как звучала в начале; что изменилось  во втором  проведении; какие новые краски появились в заключительном разделе; что в целом изобразил композитор)

Copyrigcht © 2013 Music Passion