^Back To Top
К песне, как к живительному роднику творчества, новых идей и вдохновения обращались композиторы разных поколений. Включая любимые народом напевы в свои крупные инструментальные сочинения, композиторы давали им вторую жизнь, по-своему интерпретируя ранее созданные мелодии.
Так, Пётр Ильич Чайковский (1840-1893) в «Детском альбоме» предложил свой вариант обработки известной русской народной песни-пляски «Камаринская», а в пьесе «В церкви» повторил подлинно церковный напев. Послушайте, как красиво и стройно звучит "Покаянная молитва о Руси" П.И.Чайковского в исполнении хора.
А это русская народная плясовая песня "Камаринская" в исполнени народных инструментов (оригинал). В "Детском альбоме" мелодия "Камаринской" звучит по-детски непосредственно, игриво и легко. Но главное, композитор сохранил задор плясового наигрыша. А повторяющиеся ритмические фигурации напоминают бряцание балалайки.
Теперь послушайте украинскую народную веснянку "Выйди, выйди, Иванку". Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания. Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале (последней части) концерта для фортепиано с оркестром №1. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны.
Вспомним, что концерт – это 3-х или 4-х-частное произведение для солирующего инструмента и симфонического оркестра.
Романс "Жаворонок" - один из самых известных романсов Глинки.
Это «задушевная и задумчивая песня с легко льющейся и плавной мелодией, естественной и простой, окрашенной светлой печалью». Она неразрывно связана с традицией русской песенности; в ней отражён образ русской природы, её неброских пейзажей и бескрайних полей. Перед вступлением певца в фортепьянном сопровождении слышатся трели жаворонка.
М.И.Глинка. Романс "Жаворонок"
ЖАВОРОНОК муз.М.Глинки, сл.Н.Кукольника
Между небом и землёй песня раздаётся.
Неисходною струёй громче, громче льётся.
Не видать певца полей, где поёт так громко
Над подруженькой своей жаворонок звонкий.
Ветер песенку несёт, а кому - не знает.
Та, кому, она поймёт, от кого – узнает.
Лейся песенка моя, песнь надежды сладкой.
Кто-то вспомнит про меня и вздохнёт украдкой.
Композитор Милий Алексеевич Балакирев по-своему прочёл романс М.И.Глинки «Жаворонок», сочинив на его мелодию свою фантазию для фортепиано «Жаворонок». О Милии Алексеевиче Балакиреве вспоминают, прежде всего, как об основателе и идейном вдохновителе «Могучей кучки». Но весьма интересной частью российской музыкальной жизни второй половины XIX столетия стала исполнительская деятельность Балакирева-пианиста.
Балакирев не особенно часто выступал как пианист, но каждое его выступление имело успех. Современники сравнивали его манеру игры с речью «умного оратора, которому есть что сказать».
В Фантазии Балакирева музыка Глинки превратилась в настоящую пьесу-картинку, в которой не только слышна песня жаворонка, но и явственно представляется, как он взмывает в небо и парит над полем, как вьётся и кружит в светлом голубом пространстве, радуясь весне и жизни.
Вопросы и задания:
1. Что значит "вторая жизнь песни"?
2. Почему композиторы используют в своём творчестве ранее созданные народные или авторские мелодии?
3. Приведи примеры таких сочинений, где обработаны кем-то ранее созданные мелодии.
4. Выполни в тетради описание пьесы Балакирева "Жаворонок" (сколько раз повторяется главная мелодия; как звучала в начале; что изменилось во втором проведении; какие новые краски появились в заключительном разделе; что в целом изобразил композитор)