^Back To Top

logo

 

Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу - программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.

          Например, симфоническая сюита «Шехеразада»  создана Н.А.Римским-Корсаковым  по сюжету арабских  сказок «1000 и одна ночь» (вспомни сюжет и музыку симфонической сюиты).  

 

 Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), ученик известного русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр   (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской   народной сказке «Баба-яга», сказочная картинка «Волшебное озеро»,    народное сказание  «Кикимора»  (по ссылке перейди на страницу с этим произведением, внимательно прочитай текст и послушай музыку).

  

 

                 

 Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.

  • Вспомни  примеры таких произведений.

 

 Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество знаменитых композиторов, музыкантов-исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

Вспомни, например, рассказы  К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»  и «Скрипучие половицы».   (Какие  ещё ты знаешь  примеры?)      

 

Вопросы для проверки (ответь письменно в тетради):

1. Какую литературную основу  имеет симфоническая сюита "Шехеразада" Н.А.Римского-Корсакова?

2. Вспомни музыку первой части этой сюиты: портрет какого персонажа раскрывается   в 1-й теме вступления (00.-00.20). Какие средства выразительности помогают это понять? (обрати внимание на регистр, в котором звучит тема; инструменты, которым поручена эта партия; ладовую окраску; характер интонаций. Объясни, как все эти компоненты влияют на  формирование  представлений слушателя).

3. Чей образ рисует вторая тема (00.57.- 01.20)? Каков её характер и мелодические особенности? 

4. Какая картина изображена композитором дальше (01.40.) в музыке первой части сюиты "Шехеразада"?

5. Какую литературную основу имеет симфоническая миниатюра А.Лядова «Кикимора»?

6. Приведи примеры сказок, рассказов, в которых  музыка, музыканты - главное действующее лицо.

                         

 

                                                                                      

Copyrigcht © 2013 Music Passion