^Back To Top
Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу - программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.
Например, симфоническая сюита «Шехеразада» создана Н.А.Римским-Корсаковым по сюжету арабских сказок «1000 и одна ночь» (вспомни сюжет и музыку симфонической сюиты).
Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), ученик известного русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба-яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора» (по ссылке перейди на страницу с этим произведением, внимательно прочитай текст и послушай музыку).
Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.
Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество знаменитых композиторов, музыкантов-исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
Вспомни, например, рассказы К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и «Скрипучие половицы». (Какие ещё ты знаешь примеры?)
Вопросы для проверки (ответь письменно в тетради):
1. Какую литературную основу имеет симфоническая сюита "Шехеразада" Н.А.Римского-Корсакова?
2. Вспомни музыку первой части этой сюиты: портрет какого персонажа раскрывается в 1-й теме вступления (00.-00.20). Какие средства выразительности помогают это понять? (обрати внимание на регистр, в котором звучит тема; инструменты, которым поручена эта партия; ладовую окраску; характер интонаций. Объясни, как все эти компоненты влияют на формирование представлений слушателя).
3. Чей образ рисует вторая тема (00.57.- 01.20)? Каков её характер и мелодические особенности?
4. Какая картина изображена композитором дальше (01.40.) в музыке первой части сюиты "Шехеразада"?
5. Какую литературную основу имеет симфоническая миниатюра А.Лядова «Кикимора»?
6. Приведи примеры сказок, рассказов, в которых музыка, музыканты - главное действующее лицо.