^Back To Top
Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет.
Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.
Песня — наиболее простая, одна из самых распространенных форм вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.
Романс - это камерное вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.
Вспомни: Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос).
Передать различные эмоциональные переживания композитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.
Слушаем:
Горные вершины спят во тьме ночной.
Тихие долины полны свежей мглой.
Не пылит дорога, не дрожат листы.
Подожди немного - отдохнёшь и ты.
Яркое явление в русской камерной вокальной музыке – Александр Варламов. Его искусство, неразрывно связанное с народными истоками, с городской песенной культурой, выделяется как одна из вершин русского бытового романса. Романсы Варламова охватывают широкий по эмоциональному диапазону круг образов – от светлых до глубоко драматичных.
Варламов известен тем, что подготовил первое руководство по вокалу «Полную школу пения». А также композитор написал и аранжировал для голоса с фортепиано более 200 романсов. Такие из них, как «Красный сарафан», «Вдоль по улице метелица метёт», стали народными песнями.
Вопросы для проверки (ответы запиши в тетради):
1. Какие жанры музыки не появились бы, если б не было литературы?
2. Какой из перечисленных жанров является самым распространённым?
3. Какую музыку называют камерной?
4. Сравни два вокальных произведения, сочинённых на стихотворение "Горные вершины" Ю.М.Лермонтова (см. выше - романс А.Варламова и А.Рубинштейна): есть ли схожие средства выразительности, которые использовали эти композиторы для создания образов ночной природы? Перечисли эти средства выразительности.
Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу - программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.
Например, симфоническая сюита «Шехеразада» создана Н.А.Римским-Корсаковым по сюжету арабских сказок «1000 и одна ночь» (вспомни сюжет и музыку симфонической сюиты).
Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), ученик известного русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской народной сказке «Баба-яга», сказочная картинка «Волшебное озеро», народное сказание «Кикимора» (по ссылке перейди на страницу с этим произведением, внимательно прочитай текст и послушай музыку).
Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.
Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество знаменитых композиторов, музыкантов-исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.
Вспомни, например, рассказы К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками» и «Скрипучие половицы». (Какие ещё ты знаешь примеры?)
Вопросы для проверки (ответь письменно в тетради):
1. Какую литературную основу имеет симфоническая сюита "Шехеразада" Н.А.Римского-Корсакова?
2. Вспомни музыку первой части этой сюиты: портрет какого персонажа раскрывается в 1-й теме вступления (00.-00.20). Какие средства выразительности помогают это понять? (обрати внимание на регистр, в котором звучит тема; инструменты, которым поручена эта партия; ладовую окраску; характер интонаций. Объясни, как все эти компоненты влияют на формирование представлений слушателя).
3. Чей образ рисует вторая тема (00.57.- 01.20)? Каков её характер и мелодические особенности?
4. Какая картина изображена композитором дальше (01.40.) в музыке первой части сюиты "Шехеразада"?
5. Какую литературную основу имеет симфоническая миниатюра А.Лядова «Кикимора»?
6. Приведи примеры сказок, рассказов, в которых музыка, музыканты - главное действующее лицо.