^Back To Top

logo

 

Литература, и прежде всего поэзия, становится основой многих вокальных произведений. В единстве слова и музыки рождается песня, романс и многие другие музыкальные жанры, связанные со словом – кантата, оратория, опера, оперетта, мюзикл и даже балет.

Множество поэтических произведений обрели новое звучание благодаря тому, что их по-особому прочитали, услышали композиторы. Лирические стихотворения, например, часто становились основой песен, романсов.

Песня — наиболее простая, одна из самых  распространенных форм вокальной музыки, объединяющая поэтический текст с несложной, легко запоминающейся мелодией.

Романс - это камерное  вокальное произведение для голоса с инструментом. В романсах раскрываются чувства человека, его отношение к жизни, к природе.

Вспомни:  Ка́мерная му́зыка (от итал. camera — комната, палата) — музыка, исполняемая небольшим коллективом музыкантов—инструменталистов и/или вокалистов. При исполнении камерного сочинения каждую партию исполняет, как правило, только один инструмент (голос).

 

 Передать различные эмоциональные переживания ком­позитору помогают особые средства музыкальной выразительности. Мелодика, ритм, ладовая окраска, форма, аккомпанемент создают неповторимость художественного образа, индивидуальность авторского высказывания.

   

Слушаем: 

                                      А.Варламов, сл.М.Ю.Лермонтова. Горные вершины. 

                                        А.Рубинштейн. М.Лермонтов.  Горные Вершины 

                                                                   Горные   вершины  спят  во тьме ночной.

                                                  Тихие долины  полны  свежей  мглой.

                                                   Не  пылит  дорога, не  дрожат  листы. 

                                                   Подожди немного - отдохнёшь  и  ты.

Яркое явление в русской камерной вокальной музыке – Александр Варламов. Его искусство, неразрывно связанное с народными истоками, с городской песенной культурой, выделяется как одна из вершин русского бытового романса. Романсы Варламова охватывают широкий по эмоциональному диапазону круг образов – от светлых до глубоко драматичных.

Варламов известен тем, что подготовил первое руководство по вокалу «Полную школу пения». А также композитор написал и аранжировал для голоса с фортепиано более 200 романсов. Такие из них, как «Красный сарафан»«Вдоль по улице метелица метёт»,  стали народными песнями.

 

Вопросы для проверки (ответы запиши в тетради):

1. Какие жанры музыки не появились бы,  если б не было литературы?

2. Какой из перечисленных жанров является самым распространённым?

3. Какую музыку называют камерной?

4. Сравни два вокальных произведения, сочинённых на стихотворение "Горные вершины" Ю.М.Лермонтова (см. выше - романс А.Варламова и А.Рубинштейна): есть ли схожие средства выразительности, которые использовали эти композиторы для создания образов ночной природы? Перечисли эти средства выразительности.

 

 

 


 

Литературную (словесную, нередко стихотворную) основу - программу — имеют многие инструментальные произведения. Создавая их, композиторы опираются на то содержание, которое изложено в литературном источнике или выражено в названии сочинения.

          Например, симфоническая сюита «Шехеразада»  создана Н.А.Римским-Корсаковым  по сюжету арабских  сказок «1000 и одна ночь» (вспомни сюжет и музыку симфонической сюиты).  

 

 Анатолий Константинович Лядов (1855-1914), ученик известного русского композитора-сказочника Н. А. Римского-Корсакова, создал несколько симфонических миниатюр   (небольших пьес) на сюжеты русского фольклора, сказочной фантастики. Среди них: картинка к русской   народной сказке «Баба-яга», сказочная картинка «Волшебное озеро»,    народное сказание  «Кикимора»  (по ссылке перейди на страницу с этим произведением, внимательно прочитай текст и послушай музыку).

  

 

                 

 Во многих литературных произведениях упоминается о звучащей музыке. Подчас именно музыка становится одним из главных действующих лиц сказки, рассказа, повести, романа. В древних мифах, народных сказках, легендах и преданиях часто говорится о чудотворной силе музыки, о народных музыкантах.

  • Вспомни  примеры таких произведений.

 

 Незабываемые образы различных музыкальных сочинений, жизнь и творчество знаменитых композиторов, музыкантов-исполнителей вдохновляют писателей и поэтов на создание литературных произведений, со страниц которых «звучит» музыка.

Вспомни, например, рассказы  К.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»  и «Скрипучие половицы».   (Какие  ещё ты знаешь  примеры?)      

 

Вопросы для проверки (ответь письменно в тетради):

1. Какую литературную основу  имеет симфоническая сюита "Шехеразада" Н.А.Римского-Корсакова?

2. Вспомни музыку первой части этой сюиты: портрет какого персонажа раскрывается   в 1-й теме вступления (00.-00.20). Какие средства выразительности помогают это понять? (обрати внимание на регистр, в котором звучит тема; инструменты, которым поручена эта партия; ладовую окраску; характер интонаций. Объясни, как все эти компоненты влияют на  формирование  представлений слушателя).

3. Чей образ рисует вторая тема (00.57.- 01.20)? Каков её характер и мелодические особенности? 

4. Какая картина изображена композитором дальше (01.40.) в музыке первой части сюиты "Шехеразада"?

5. Какую литературную основу имеет симфоническая миниатюра А.Лядова «Кикимора»?

6. Приведи примеры сказок, рассказов, в которых  музыка, музыканты - главное действующее лицо.

                         

 

                                                                                      

Copyrigcht © 2013 Music Passion