^Back To Top

logo

 

Премьера оперы состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом (Каменном) театре.

С оперы М.И. Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.

 

Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.

1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах,

эпилог — в Москве на Красной площади.

Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.

Драматургия  оперы  строится  на противопоставлении сил  русских  и поляков.

      (Историю создания и краткое содержание см. здесь)

Опера открывается интродукцией -  картиной, в которой представлен образ  русского крестьянства. Этой сценой композитор утверждает, что народ - главное действующее лицо в опере. Широкая, напевная мелодия «Родина моя, русская земля, бури  мчатся  над тобой» звучит здесь в партии хора. 

Улица села Домнина. Вдали река. Осень. В село входят ополченцы. Их радостно встречают крестьяне, среди которых Иван Сусанин, Антонида и Ваня. 

Русский воин

              Родина моя!..

Ополченцы и крестьяне
              Русская земля!
              Бури мчатся над тобой.

Русский воин
             Ты на всех врагов…

Ополченцы и крестьяне
             В бой ведешь сынов
             С песней грозной, боевой.

Русский воин
            «Страха не страшусь!..»

Ополченцы и крестьяне
            «Смерти не боюсь,
             Лягу за святую Русь!»

Русский воин
             Всех, кто в смертный бой…

Ополченцы и крестьяне
             Шел за край родной,

             Вечно помнить будет Русь!

1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Каватина Антониды  полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: "Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи". 

Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения.

Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.

2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу. 

Бал в старинном польском замке короля Сигизмунда III. Здесь беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта. 

 Польский бал открывается блестящим полонезом. Затем  здесь исполняются ещё три танца - краковяк, вальс и мазурка. Вокальная партия поляков основана на речетативных интонациях в отличие от напевности  вокальных партий  крестьян-поселян и воинов-ополченцев.  Таков музыкальный контраст в опере образов русских и поляков.

Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов». 

3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.

Драму душевных переживаний передает романс Антониды ("Не о том скорблю, подруженьки"), который вплетается в бесхитростную  мелодию свадебного хора девушек-подружек.

Слушаем:   Романс  Антониды 

 

 

Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу. 

4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.

 

 

Слушаем  Арию  Сусанина "Ты взойдешь, моя заря"

 

 Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор "Славься!", написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.

  Заключительный  хор "Славься!"  (ещё читай здесь)

 

Вопросы для повторения (ответь письменно в тетради):

1. Каково значение оперного творчества М.И.Глинки для русской музыкальной культуры?

2. Когда и где  была поставлена опера "Иван Сусанин"?

3. Назовите жанр оперы "Жизнь за царя"

4. Какова идея оперы "Жизнь за царя"? 

5. В каких действиях оперы осуществляется экспозиция оперы? Какие образы представлены в экспозиции?

6. В чём проявляется музыкальный контраст образов русских и поляков в опере "Жизнь за царя"? (какими особенностями музыки композитор характеризует русский народ в отличие от музыкальной характеристики поляков)

7. Какая сцена оперы является кульминацией оперы?

8. Как композитор подчеркнул душевное величие Ивана Сусанина в его арии  в сцене  гибели. Дайте развёрнутую характеристику  музыки арии. 

9. Почему, несмотря на гибель Сусанина,  опера заканчивается торжественным, ликующим хором?

10. Как вы думаете, почему хор "Славься" исполняется и в наше время в дни государственных праздников? 

 

Copyrigcht © 2013 Music Passion