^Back To Top
Премьера оперы состоялась 27 ноября (9 декабря) 1836 года в петербургском Большом (Каменном) театре.
С оперы М.И. Глинки началась новая эпоха в русском музыкальном искусстве, определился весь путь развития оперного жанра в России.
Действие происходит осенью 1612 и зимой 1613 годов.
1-й акт — в селе Домнино, 2-й — в Польше, 3-й — в избе Сусанина, 4-й — в лесах,
эпилог — в Москве на Красной площади.
Зимой 1613 года уже наречённый Земским собором царь Михаил Романов и его мать, инокиня Марфа, жили в костромской вотчине, в селе Домнино. Зная об этом, польско-литовский отряд ищет дорогу к селу, чтобы захватить юного Романова. Недалеко от Домнина они встретили вотчинного старосту Ивана Сусанина и приказали показать дорогу. Сусанин согласился, но повел недругов в болото, к селу Исупову, а в Домнино послал своего зятя Богдана Сабинина с известием о грозящей опасности. За отказ указать верный путь Сусанин оказался подвергнут смертельным пыткам, но места убежища царя не выдал.
Драматургия оперы строится на противопоставлении сил русских и поляков.
(Историю создания и краткое содержание см. здесь)
Опера открывается интродукцией - картиной, в которой представлен образ русского крестьянства. Этой сценой композитор утверждает, что народ - главное действующее лицо в опере. Широкая, напевная мелодия «Родина моя, русская земля, бури мчатся над тобой» звучит здесь в партии хора.
Улица села Домнина. Вдали река. Осень. В село входят ополченцы. Их радостно встречают крестьяне, среди которых Иван Сусанин, Антонида и Ваня.
Русский воин
Родина моя!..
Ополченцы и крестьяне
Русская земля!
Бури мчатся над тобой.
Русский воин
Ты на всех врагов…
Ополченцы и крестьяне
В бой ведешь сынов
С песней грозной, боевой.
Русский воин
«Страха не страшусь!..»
Ополченцы и крестьяне
«Смерти не боюсь,
Лягу за святую Русь!»
Русский воин
Всех, кто в смертный бой…
Ополченцы и крестьяне
Шел за край родной,
Вечно помнить будет Русь!
1-й акт: На сцене разворачивается картина мирной жизни поселян и семьи Сусанина. Крестьяне села Домнино радостно встречают ополченцев. Грустит лишь Антонида. Она ждет возвращения своего жениха — Богдана Собинина, который с дружиной ушел громить польскую шляхту. Каватина Антониды полна искренности и нежности, а изящное, оживленное рондо раскрывает светлый, радостный мир девичьих мечтаний: "Что ни утро, что ни вечер, жду я с милым другом встречи".
Сусанину понятны чувства дочери, но он хочет подготовить ее к испытаниям, которые несет тяжкая година. Не время сейчас думать о свадьбе. Внезапно с реки доносится песня. Это возвращается Собинин с дружиной. Он принес радостную весть: Минин и Пожарский возглавили русское войско, и со всех концов к ним стекается ратный люд. Крестьяне ликуют: близок час освобождения.
Решение Сусанина отложить свадьбу огорчает Собинина: ведь для свадьбы он вернулся в родное село. Сначала Сусанин непреклонен, но, узнав, что враги осаждены в Москве, дает согласие.
2-й акт: Здесь раскрывается обобщенный образ польских завоевателей, предвкушающих победу.
Бал в старинном польском замке короля Сигизмунда III. Здесь беспечно пирует надменная, уверенная в своей победе шляхта.
Польский бал открывается блестящим полонезом. Затем здесь исполняются ещё три танца - краковяк, вальс и мазурка. Вокальная партия поляков основана на речетативных интонациях в отличие от напевности вокальных партий крестьян-поселян и воинов-ополченцев. Таков музыкальный контраст в опере образов русских и поляков.
Внезапно танцы прерываются появлением гонца. Он сообщает о разгроме наемных войск и осаде польского отряда в Москве. Шляхта в смятении. Рыцари собираются в бой, хвастливо бряцая оружием, клянутся покорить «ненавистных смердов».
3-й акт: В доме Сусанина готовятся к свадьбе Антониды и Собинина. Приемный сын Сусанина Ваня мечтает идти вместе с Собининым против поляков. Вошедшие крестьяне поздравляют жениха и невесту, Сусанин приглашает их на свадьбу. Вдруг слышится конский топот. Дверь распахивается, и в избу входят поляки. Им нужен проводник, чтобы пройти к Москве. Напрасно враги уговаривают Сусанина — он не станет предателем. Тогда поляки предлагают Сусанину золото. Неожиданно Сусанин соглашается: его осеняет мысль завести поляков в непроходимую лесную чащу. Тайком от врагов он посылает Ваню предупредить Минина об опасности и уходит с поляками. Узнав о случившемся, Собинин с дружиной устремляется в погоню за врагами.
Драму душевных переживаний передает романс Антониды ("Не о том скорблю, подруженьки"), который вплетается в бесхитростную мелодию свадебного хора девушек-подружек.
Слушаем: Романс Антониды
Ваня сообщает русским воинам о приходе польского отряда. Ратники полны решимости разгромить врагов и спасти Сусанина. Во главе с Мининым они выступают навстречу врагу.
4-й акт: Глухим, непроходимым лесом бредут усталые, замерзшие поляки. Враги подозревают, что Сусанин сбился с пути. Наконец отряд останавливается на привал, поляки засыпают. Не спит Сусанин. Он знает, что его ждет смерть: поляки чуют правду. Тяжело умирать, но свой долг он выполнил. Звучит речитатив и ария Сусанина. Поднимается метель. Светлеет. Проснувшиеся поляки с ужасом убеждаются, что им не выбраться из глухих лесных дебрей. Сусанин, торжествуя, открывает панам страшную правду. Взбешенные поляки убивают его.
Слушаем Арию Сусанина "Ты взойдешь, моя заря"
Эпилог: В Москве, на Красной площади, народ приветствует русские войска. Здесь же Ваня, Антонида и Собинин. Народ празднует освобождение и славит героев, отдавших жизнь за победу над врагом. Заключительный хор "Славься!", написанный в духе победного народного канта, излучает, свет, передает торжество и ликование народа.
Вопросы для повторения (ответь письменно в тетради):
1. Каково значение оперного творчества М.И.Глинки для русской музыкальной культуры?
2. Когда и где была поставлена опера "Иван Сусанин"?
3. Назовите жанр оперы "Жизнь за царя"
4. Какова идея оперы "Жизнь за царя"?
5. В каких действиях оперы осуществляется экспозиция оперы? Какие образы представлены в экспозиции?
6. В чём проявляется музыкальный контраст образов русских и поляков в опере "Жизнь за царя"? (какими особенностями музыки композитор характеризует русский народ в отличие от музыкальной характеристики поляков)
7. Какая сцена оперы является кульминацией оперы?
8. Как композитор подчеркнул душевное величие Ивана Сусанина в его арии в сцене гибели. Дайте развёрнутую характеристику музыки арии.
9. Почему, несмотря на гибель Сусанина, опера заканчивается торжественным, ликующим хором?
10. Как вы думаете, почему хор "Славься" исполняется и в наше время в дни государственных праздников?