^Back To Top

logo

 Вспомним, как трактуется  слово  эпический:

ЭПОС

 1) обширное повествование в стихах или прозе о выдающихся национально-исторических событиях

 2) род  литературный, повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (свершившихся и вспоминаемых повествователем). Возникает в фольклоре (сказка, историческая песня, былина). Источник сюжета – народное предание, образы идеализированы и обобщены.

 

 Талант Бородина необычайно многогранен — он был выдающимся композитором, крупным ученым-химиком, известным педагогом, активным общественным деятелем, успешно выступал как музыкальный критик. Таким же разносторонним было и его музыкальное дарование: «Талант Бородина, — писал В. В. Стасов, — равно могуч и поразителен как в симфонии, так и в опере, и в романсе. Главные качества его — великанская сила и ширина, колоссальный размах, стремительность и порывистость, соединенная с изумительной страстностью, нежностью и красотой».

Свою единственную оперу А.П.Бородин писал 17 лет. Это объясняется тем, что  музыкой он занимался лишь в свободное от основной работы время (Бородин - учёный-химик),  да  и к   сочинению  оперы он подошёл с особой тщательностью - прежде чем браться за работу,  собирал нужный материал, изучал историю того древнего времени.

 

Слушаем  Хор  "Солнцу  красному  слава" из  пролога.                   ВИДЕО ФРАГМЕНТ из пролога

 

Внезапно землю окутывает мрак — начинается солнечное затмение. Видя в этом недоброе предзнаменование, народ и бояре отговаривают Игоря; умоляет князя остаться и его жена Ярославна. Но Игорь непреклонен. Поручив заботы о жене ее брату Владимиру Галицкому, он ведет дружину на битву с врагом.

 

1-й акт: Галицкий воспользовался отъездом Игоря. Вместе с челядью он бражничает и бесчинствует; разгульным пиром верховодят захмелевшие гудочники Скула и Ерошка, бежавшие из Игорева войска. Галицкий лелеет мечту сесть в Путивле князем, а пока всячески притесняет жителей. Дерзко похитив девушку, князь прогоняет подружек, явившихся просить об ее освобождении.

Защиты от наглого обидчика девушки ищут у Ярославны. Но, несмотря на всю свою решительность и твердость, княгиня не в силах справиться с братом. Бояре приносят недобрую весть: в неравном бою полегла вся рать, Игорь ранен и вместе с сыном взят в плен, а к Путивлю подходят полчища половцев. Слышен тревожный набат, возвещающий о вражеском нашествии.

Посмотрите фрагменты из Пролога и I действия.

2-й акт: Вечер в половецком стане. Девушки-половчанки песнями и плясками развлекают дочь хана Кончаковну Но лишь радостное свидание с полюбившимся ей княжичем Владимиром развеяло грусть красавицы. В тяжком раздумье Игорь.

 

 

Слушаем    Арию  князя  Игоря.           Видео фрагмент Ария князя Игоря

                                                           Видео фрагмент из фильма-оперы "Князь Игорь"

 

  Его благородством и отвагой восхищен воинственный хан Кончак, предводитель  войска половцев. Он принимает Игоря как почетного гостя. Хан готов даже отпустить его, если Игорь даст слово не поднимать меча против половцев. Но Игорь смело заявляет, что, обретя свободу, он снова соберет на хана полки. 

 

   Кончак здесь хозяин, властелин.  Его   ария  «О нет  друг, нет  князь,  ты здесь  не пленник мой…» нетороплива, в ней слышна уверенная  поступь властного  хана.  Вместе  с тем  музыка  в оркестре звучит достаточно мягко и  бархатисто, что  напоминает   вкрадчивые  шаги  барса, подкрадывающегося  к  своей добыче. Удары  тарелок имитируют   звуки бряцанья  оружия, удары клинка о клинок.

Слушаем     Арию хана Кончака.           Видео фрагмент из фильма-оперы

                                                            Видео фрагмент из оперы

 

Посмотрите взгляд современного автора на образ князя Игоря (по фильму-опере)

 

Верный Овлур предлагает Игорю побег. Игорь мечтает вырваться из плена, но колеблется — не пристало русскому князю бежать тайно. Чтобы рассеять мрачные думы князя, Кончак велит невольницам петь и плясать.

                                        Половецкие  пляски  из оперы "Князь Игорь"    (видео)

 

Хор  половецких девушек  "Улетай  на крыльях  ветра"   очень популярная  музыка.  Она  часто звучит как отдельный концертный номер  в  выступлениях различных певцов. (смотри видео)   

      Улетай на крыльях ветра

Ты в край родной, родная песня наша, 

Туда, где мы тебя свободно пели,

Где было так привольно нам с тобою.

 

Там, под знойным небом,

Негой воздух полон,

Там под говор моря

Дремлют горы в облаках; 

 

Там так ярко солнце светит,

Родные горы светом заливая,

В долинах пышно розы расцветают,

И соловьи поют в лесах зеленых.

 

 

3-й акт: С богатой добычей возвращается ханское войско. Узнав от них о беде, постигшей родной Путивль, Игорь решается на побег и, когда стражи засыпают, договаривается с Овлуром. Кончаковна, подслушавшая этот разговор, умоляет Владимира не покидать ее. Но любовь борется в душе княжича с чувством долга. Тогда Кончаковна будит спящий стан и задерживает Владимира; Игорю удается бежать. Разгневанные ханы требуют смерти княжича, но Кончак объявляет Владимира своим зятем.

4-й акт: Ранним утром в Путивле на городской стене горько плачет Ярославна - "Плач Ярославны".

В музыкальной характеристике Ярославны композитор не использовал подлинно народные мелодии, но она пронизана народными интонациями древних песенных жанров плача, причета (причитаний). Ярославна обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря.

 

В отдалении показываются всадники. Это Игорь, сопровождаемый Овлуром. Их видят ошеломленные Скула и Ерошка. Изворотливый Скула предлагает ударить в колокол, чтобы первыми оповестить народ о возвращении князя. Хитрость удается. На радостях гудочники прощены. Вместе с народом они приветствуют Игоря.

Вопросы для контроля:

1. Назовите жанр оперы «Князь Игорь»

2. Объясните  понятие «эпический».

3. Назовите  автора  оперы  «Князь  Игорь».

 4. Почему  композитор так долго работал над оперой - более 17  лет?

 5. Какое  литературное  произведение    положено  в основу сценария оперы «Князь  Игорь»?

6. На  противопоставлении каких образов построена драматургия  оперы ?

7. Какие черты  эпичности прослеживаются в музыке хора «Славься» из Пролога?

8. Какие  черты личности  раскрываются в музыке  арии князя Игоря?

 Какими  средствами  выразительности  это  подчёркивается?

9. Каким рисует хана Кончака композитор? В чём  противопоставляет  образу  Игоря?

10. Какими  выразительными  средствами пользуется  А.Бородин,  чтобы  передать

 такие  качества  половцев,  как  сила, мощь, порывистость,  напористость, воинственность в сцене Половецких плясок?

 

Copyrigcht © 2013 Music Passion