^Back To Top

logo

 

  Опера (от итал. opera — труд, произведение, сочинение) возникла в Италии на рубеже XVI и XVII вв.

Опера - вид музыкально-театрального искусства, который основан на слиянии слова, музыки и сценического действия.

 

Долгую жизнь имеют оперы, в основе которых интересное либретто и выразительная музыка, наиболее полно раскрывающая характеры героев.

Напомним, что оперы бывают эпические, лирические, драматические, комические.

По законам театра опера делится на действия (акты), действия — на картины, а картины — на сцены. Обычно опера открывается вступлением, или увертюрой, в котором образно выражена идея спектакля.

  Основной характеристикой главных героев оперы являются ария, песня, каватина, дуэт, трио и др., в которых чувства и переживания персонажей воплощены в запоминающихся мелодиях.  Основная манера пения в опере - кантиленная ( "кантилена" - напевное,  мягкое пение). 

Встречается также и другая манера пения - полупение-полуречь - речитатив.

 

 

В течение оперного спектакля звучат сольные, ансамблевые, хоровые номера. В массовых сценах звучит хор,  который нередко выступает одним из главных действующих лиц  оперы или комментирует  происходящее на сцене.  В зависимости  от сюжета, времен создания  оперы  и возможностей  театра  в опере  могут  быть  и танцы,  и даже  балетные  сцены.

Огромную роль играет оркестровая музыка, которая передаёт чувства, переживания героев, рисует их портреты,  характеризует действия, происходящие на сцене. 

Оркестр не только  аккомпанирует певцам  и хору, но и  выступает  как равноправный  партнер действующих  лиц  оперы,  а иногда  как самостоятельное действующее лицо.  

Оркестровые  эпизоды  оперы (номера)  помогают  слушателям  понять основные  линии развития действия.

 

Слушаем  Увертюру к опере "Руслан и Людмила" М.И.Глинки (в основе сюжета этой оперы одноименная поэма А.С.Пушкина.   Это вторая опера композитора, она относится к жанру сказочно-эпическому). 

       Вспомни:  Увертюра симфоническое вступление  к музыкальному спектаклю.            

 

Увертюра  к опере «Руслан и Людмила» построена на трёх контрастных темах:

1 - быстрая, торжественная, яркая, ликующая, мажорная - тема, которая в спектакле будет звучать в сцене свадебного пира.

2 (0:58) -  более медленная, мягкая, лиричная - тема любви Руслана

3 (1:30)- таинственная, настороженная, минорная (притемнённая) - характеризует тёмные  злые силы, которые противостоят силам добра.

                                                                    

        Драматургия увертюры основана на контрасте музыкальных тем   - темы чередуются, сменяя одна другую. А в последнем проведении даже вступают в непосредственное противоборство: на торжественную мелодию  свадебного пира накладывается тема Черномора (представитель тёмных сказочных  сил оперы, 4:18), но эта схватка здесь будет короткой, и заканчивается увертюра так же торжественно и ярко, как и в начале (4:30). Этим композитор "подсказывает" слушателю, что вся история, происходящая  на сцене,  закончится благополучно - победой сил добра.

 

Вопросы для закрепления (ответь письменно в тетради):

1. Страна - родина жанра "опера".

2. Сформулируй определение жанра "опера".

3. Перечисли, на какие составные части делится оперный спектакль?

4. Для чего нужна увертюра?

5. Какие вокальные номера звучат на протяжении оперного спектакля?

6. Послушай музыкальный фрагмент из оперы "Руслан и Людмила" - арию Фарлафа "Близок уж час торжества моего" - и определи, какая манера пения используется в данном вокальном номере (кантиленная или речитативная).  Какую черту  образа персонажа это помогает подчеркнуть? 

7. Какое значение имеет оркестровая музыка в опере?

 

Copyrigcht © 2013 Music Passion