^Back To Top

logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Мы уже знакомы с жанром романса, как разновидностью вокальной камерной музыки, в которой ярко выражена лирическая сторона.

 

История возникновения этого жанра связана с искусством странствующих поэтов-певцов.

Родиной романса является
Испания. Там в XII- XIV веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приемы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда родилось и название - «романс», что определяло не только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального инструмента.

 
В XV веке с развитием лирической, особенно придворной, поэзии в Испании стали осуществляться издания первых сборников романсов, получивших название «романсеро».

Со временем романс, сближаясь с народным искусством, обретал демократические черты, но сохранял в отличие от народной песни специфику жанра. Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором в сопровождении музыкальных инструментов и без них, то романс исполнялся одним (реже двумя) певцом и обязательно с инструментальным сопровождением: в придворных кругах это была
виуэла, в народе - испанская гитара.

В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но позже внедрился и как музыкальный, образовав в музыке разных стран окрашенное национальным колоритом вокальное направление.

В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства.
Главные из них: романс, создаваемый
композитором-профессионалом на стихи поэта, и романс, создаваемый любителями, музыкально одаренными людьми.


Профессиональный романс определился в творчестве ведущих русских композиторов XIX века, до этого романсы создавались в основном любителями. В истории романса мы находим имена известных деятелей отечественной культуры, государственных сановников (особенно в XVIII веке).                                                                                                  

 

 

  В.Суриков.   Портрет  С.Кропоткиной

 

 

Например, музыка одного из первых сборников русских романсов на стихи русских поэтов была написана государственным советником Григорием Тепловым. И много позже, даже в наше время, романсы продолжают бытовать в этих двух основных формах: профессионального   и    любительского   творчества. 

 Особая ветвь образовалась в России с возникновением русской народной городской песни, в которой слились черты крестьянского песенного начала с музыкой города, образовав своеобразный сплав городского русского, или, как его часто называют, «бытового» романса.

Представителями этой ветви были талантливые музыканты прошлого
Варламов, Гурилев, Булахов, создававшие романсы в русском народном стиле, на слова народных поэтов или на собственные слова.

 

                                                                                                                                                         Александр Варламов
 

 

В начале XX века появились композиторы, объединившие интонации русской песенности с интонациями и ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского романса с открыто чувственной сферой эмоций, с остро динамичными ритмами, терпкой ладово-гармонической структурой. Таким образом, мы видим, на сколько разнообразен жанр романса, его примеры часто принадлежат к  крайним полюсам художественного творчества. Популярность бытования этого жанра до нынешнего времени объясняется воплощением в его рамках чувств, очень понятных и близких каждому человеку. Романсы воспевают любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье . 

 

 

Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики.
  • Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

 

 

Романс встречается и в операх.  Например, романс Антониды  «Не о том скорблю, подруженьки» в опере М.Глинки "Жизнь за царя".

 

«Не о том скорблю, подруженьки,

Я горюю  не о том,  что мне жалко воли девичьей,

Что оставлю отчий дом».                                                                                                                

                          А.В.Нежданова в роли Антониды   

 

 

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romancesansparoles» («песня без слов»): это — пьеса с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (Чайковский, Мендельсон «Песни без  слов») или для какого-нибудь другого сольного инструмента   с аккомпанементом (Г.Свиридов «Романс»из музыки к повести А.С.Пушкина «Метель»).

 


 

 Вопросы для закрепления (ответить письменно в тетради):
  1. Какая страна является родиной жанра "романс"?
  2. Дайте определение жанру "романс"
  3. Что в романсах имеет большую важность - музыка или текст?
  4. В какие века жанр романса получил в России особое признание?
  5. Как называется разновидность жанра "романс", сформировавшаяся в России под влиянием широкого распространения в городской среде  народных песен?
  6. Какие основные формы романса имеют место в русской музыке?
  7. Послушайте и назовите произведение (фамилия композитора, название)
  8. Послушайте и назовите произведение (фамилия композитора, название)

 


 

 

Вспомним,  что жанр романса появился в России в 18 веке,  и получил широкое  распространение в различных общественных кругах. Свою лепту в развитии этого жанра  внёс и основоположник русской композиторской музыки Михаил Иванович Глинка. 

 

Прежде чем познакомиться с одним из его романсов, посмотрите небольшой фильм о жизни и творчестве Глинки и ответьте на ряд вопросов. Ответы запишите в тетрадь.

Видеофильм, часть1

Видеофильм, часть 2

1.   Где, когда, в какой семье родился М.Глинка?

2.    Что  формировало  характер  маленького М.Глинки?

3.    Какое образование получил М.Глинка? (где учился – в каком городе, в каком учебном заведении)

4.    В каком ведомстве стал работать после окончания учёбы?

5.    Где  получал музыкальное образование?

6.    Первая  опера М.И.Глинки. Её название. Дата первой постановки, в каком театре была поставлена.

7.    Вторая опера композитора. Название.

8.    Какое место в творчестве М.Глинки занимали романсы? Запишите названия нескольких его романсов (3-4).

9.    Назовите, какие произведения ещё  сочинил М.И.Глинка?

10. Творческая судьба композитора: насколько его музыка была известна в Росси и за рубежом при его жизни; какое влияние оказала на последующее развитие русской культуры. 


 

 

                

 

Стихотворение поэт посвятил Анне Петровне Керн.

Керн, Анна Петровна (1800-1879) - племянница соседки Пушкина, Прасковьи Александровны Осиповой. Анна Петровна гостила летом 1825 г. в Тригорском, когда Пушкин находился в ссылке и жил не далеко - в своём родовом имении Михайловское. В первой строфе поэт вспоминает первую встречу с Анной Петровной, в 1819 г., на балу в Петербурге, в доме Олениных ("Я помню чудное мгновенье: передо мной явилась ты...").

Керн писала о том, как Пушкин передал ей эти стихи в день ее отъезда из Тригорского. "Он пришел утром и на прощание принес мне экземпляр 1-й главы "Онегина", в неразрезанных листках, между которых я нашла вчетверо сложенный почтовый лист бумаги со стихами: "Я помню чудное мгновенье" и проч. и проч. Когда я собиралась спрятать в шкатулку поэтический подарок, он долго на меня смотрел, потом судорожно выхватил и не хотел возвращать; насилу выпросила я их опять; что у него промелькнуло тогда в голове - не знаю" ("Пушкин в воспоминаниях и рассказах современников").

Глинка сочинил романс «Я помню чудное мгновенье» в 1840 году, через несколько лет после трагической гибели Пушкина, в честь дочери Анны Петровны - Екатерины Ермолаевны Керн, к которой молодой Михаил Глинка испытывал нежные чувства, и которая на много лет стала путеводной звездой композитора. К сожалению, судьба распорядилась так, что Екатерине Керн и Михаилу Глинке не суждено было  быть вместе. Но остались лирические музыкальные посвящения, которые до сих пор волнуют слушателя.

Начинается и заканчивается романс фортепианным проигрышем, который звучит очень светло, нежно, мягко - настраивая слушателей на восприятие чего-то сокровенного, связанного со светлыми воспоминаниями.

       

       

 

  • А теперь запиши в тетради рассказ об этой музыке, вставив в предложения нужные слова и характеристики:

 

Выразительные  средства  романса:

Вступление  и заключение звучит ...., ...., ...., так как исполняется неторопливо  в  .... регистре,  .... ладу.

Мелодия первого и второго четверостишия ........,  напоминает  ...........  речь. 

Музыка третьего четверостишия становится .....,  ......,  .....     А на слова «в тиши,  во мраке заточенья…»  мелодия  как будто ........  .

Затем  снова  возвращается  первоначальная тема,  так  автор снова обращает слушателя  к образу ...........

Последнее четверостишие звучит .......,  ........, ......,    как гимн любви.

Таким образом, следуя поэтическому образу стихотворения, музыкальная форма романса (построение музыки),  -  ......     (одночастная, двухчастная, трёхчастная) 

 

                                         

 

    Вопросы для закрепления (устно):

1.      Назови автора текста романса "Я помню чудное мгновенье"

2.      Кому было посвящено стихотворение?

3.       В честь кого был сочинён композитором романс "Я помню чудное мгновенье"?

4.      Какую роль в этой музыке играет фортепианное вступление и заключение? какие чувства оно отражает?


 

 

Глинка, Михаил Иванович. Вальс-фантазия. 1845; первоначальный вариант — для фортепьяно, 1839 

 

История создания «Вальса-фантазии» весьма симптоматична: молодой Глинка познакомился с очаровательной девушкой, воспитанницей Смольного института Екатериной Керн, дочерью легендарной Анны Керн, которой посвящено стихотворение «Я помню чудное мгновенье». И, как будто следуя по стопам великого поэта, Глинка создал собственное «чудное мгновенье», Вальс-фантазию для фортепиано, впоследствии им же самим оркестрованную. Не случайно тема любви ассоциировалась у Глинки с вальсом: балы были главным местом любовных свиданий, и надежда на счастье и угроза разлуки будто витали в бальных залах. На балу произошло решающее объяснение Онегина и Ленского (персонажи поэмы А.С.Пушкина «Евгений Онегин»), на балу Онегин вновь встретил Татьяну, и на балах зарождалась любовь Наташи и Андрея Болконского (Лев Толстой, роман «Война и мир»), Анны Карениной и Вронского (Лев Толстой, роман «Анна Каренина»). 

Вальс-фантазия, как и указано в названии, это больше чем вальс и больше чем танец. Это фантазия о любви, лирическая поэма.

В основной теме вальса борются два начала, две возможности.

Первая – возможность утраты, связанная с минором, ниспадающим характером мелодии, ее надломленной меланхолией.

Вторая возможность – явная полетность, воздушность, изысканность мелодического рисунка, которая ассоциируется с образом сильфиды, нездешнего сказочного существа, обещающего неземное блаженство.

Музыка «Вальса-фантазии» как бы колеблется между полюсом надежды и полюсом печали. Порой она скользит и порхает, поражая изяществом пируэтов и ажурностью линий. Иногда же она словно вздыбливается, сжимается и становится похожа на страдальческую, исполненную тоски музыку Чайковского, как будто предвещая ее боль и меланхолию. И тема печали побеждает, грозный вихрь уносит музыку «Вальса-фантазии», оставляя надежды несбывшимися и сердце разбитым. Парадоксальным образом, сама хрупкость, ломкость, неземная утонченность «сильфиды» должна была пасть под натиском судьбы: любовь столь прекрасная, столь далекая от всего земного, могла лишь нанести сердечную рану, но расцвести она не могла. 

   Итак, слушаем "Вальс-фантазию" Михаила Ивановича Глинки

 

 

Copyrigcht © 2013 Music Passion