^Back To Top
Мы уже знакомы с жанром романса, как разновидностью вокальной камерной музыки, в которой ярко выражена лирическая сторона.
История возникновения этого жанра связана с искусством странствующих поэтов-певцов.
Родиной романса является Испания. Там в XII- XIV веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приемы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда родилось и название - «романс», что определяло не только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального инструмента.
В XV веке с развитием лирической, особенно придворной, поэзии в Испании стали осуществляться издания первых сборников романсов, получивших название «романсеро».
Со временем романс, сближаясь с народным искусством, обретал демократические черты, но сохранял в отличие от народной песни специфику жанра. Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором в сопровождении музыкальных инструментов и без них, то романс исполнялся одним (реже двумя) певцом и обязательно с инструментальным сопровождением: в придворных кругах это была виуэла, в народе - испанская гитара.
В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но позже внедрился и как музыкальный, образовав в музыке разных стран окрашенное национальным колоритом вокальное направление.
В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства.
Главные из них: романс, создаваемый композитором-профессионалом на стихи поэта, и романс, создаваемый любителями, музыкально одаренными людьми.
Профессиональный романс определился в творчестве ведущих русских композиторов XIX века, до этого романсы создавались в основном любителями. В истории романса мы находим имена известных деятелей отечественной культуры, государственных сановников (особенно в XVIII веке).
В.Суриков. Портрет С.Кропоткиной
Например, музыка одного из первых сборников русских романсов на стихи русских поэтов была написана государственным советником Григорием Тепловым. И много позже, даже в наше время, романсы продолжают бытовать в этих двух основных формах: профессионального и любительского творчества.
Особая ветвь образовалась в России с возникновением русской народной городской песни, в которой слились черты крестьянского песенного начала с музыкой города, образовав своеобразный сплав городского русского, или, как его часто называют, «бытового» романса.
Представителями этой ветви были талантливые музыканты прошлого Варламов, Гурилев, Булахов, создававшие романсы в русском народном стиле, на слова народных поэтов или на собственные слова.
Александр Варламов
В начале XX века появились композиторы, объединившие интонации русской песенности с интонациями и ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского романса с открыто чувственной сферой эмоций, с остро динамичными ритмами, терпкой ладово-гармонической структурой. Таким образом, мы видим, на сколько разнообразен жанр романса, его примеры часто принадлежат к крайним полюсам художественного творчества. Популярность бытования этого жанра до нынешнего времени объясняется воплощением в его рамках чувств, очень понятных и близких каждому человеку. Романсы воспевают любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье .
Основные жанровые признаки романса
Романс встречается и в операх. Например, романс Антониды «Не о том скорблю, подруженьки» в опере М.Глинки "Жизнь за царя".
«Не о том скорблю, подруженьки,
Я горюю не о том, что мне жалко воли девичьей,
Что оставлю отчий дом».
А.В.Нежданова в роли Антониды
Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romancesansparoles» («песня без слов»): это — пьеса с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (Чайковский, Мендельсон «Песни без слов») или для какого-нибудь другого сольного инструмента с аккомпанементом (Г.Свиридов «Романс»из музыки к повести А.С.Пушкина «Метель»).
Вопросы для закрепления (ответить письменно в тетради):
Вспомним, что жанр романса появился в России в 18 веке, и получил широкое распространение в различных общественных кругах. Свою лепту в развитии этого жанра внёс и основоположник русской композиторской музыки Михаил Иванович Глинка.
Прежде чем познакомиться с одним из его романсов, посмотрите небольшой фильм о жизни и творчестве Глинки и ответьте на ряд вопросов. Ответы запишите в тетрадь.
Видеофильм, часть1
Видеофильм, часть 2
1. Где, когда, в какой семье родился М.Глинка?
2. Что формировало характер маленького М.Глинки?
3. Какое образование получил М.Глинка? (где учился – в каком городе, в каком учебном заведении)
4. В каком ведомстве стал работать после окончания учёбы?
5. Где получал музыкальное образование?
6. Первая опера М.И.Глинки. Её название. Дата первой постановки, в каком театре была поставлена.
7. Вторая опера композитора. Название.
8. Какое место в творчестве М.Глинки занимали романсы? Запишите названия нескольких его романсов (3-4).
9. Назовите, какие произведения ещё сочинил М.И.Глинка?
10. Творческая судьба композитора: насколько его музыка была известна в Росси и за рубежом при его жизни; какое влияние оказала на последующее развитие русской культуры.