^Back To Top

logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Мы уже знакомы с жанром романса, как разновидностью вокальной камерной музыки, в которой ярко выражена лирическая сторона.

 

История возникновения этого жанра связана с искусством странствующих поэтов-певцов.

Родиной романса является
Испания. Там в XII- XIV веках и зародился новый песенный жанр в творчестве странствующих музыкантов, поэтов, певцов. Он соединил в себе приемы речитатива, мелодических напевов и мимического танца. Песни певцов-трубадуров исполнялись на родном романском языке. Отсюда родилось и название - «романс», что определяло не только особый жанр стихотворного произведения, традиции исполнения, но и характерный тип мелодии вокальной пьесы, исполняющейся в сопровождении музыкального инструмента.

 
В XV веке с развитием лирической, особенно придворной, поэзии в Испании стали осуществляться издания первых сборников романсов, получивших название «романсеро».

Со временем романс, сближаясь с народным искусством, обретал демократические черты, но сохранял в отличие от народной песни специфику жанра. Если песня могла быть исполнена как солистом, так и хором в сопровождении музыкальных инструментов и без них, то романс исполнялся одним (реже двумя) певцом и обязательно с инструментальным сопровождением: в придворных кругах это была
виуэла, в народе - испанская гитара.

В страны Западной Европы романс проник вначале как жанр литературный, поэтический, но позже внедрился и как музыкальный, образовав в музыке разных стран окрашенное национальным колоритом вокальное направление.

В XVIII веке жанр романса появился и в русской музыке, став одной из замечательных страниц отечественного музыкального искусства.
Главные из них: романс, создаваемый
композитором-профессионалом на стихи поэта, и романс, создаваемый любителями, музыкально одаренными людьми.


Профессиональный романс определился в творчестве ведущих русских композиторов XIX века, до этого романсы создавались в основном любителями. В истории романса мы находим имена известных деятелей отечественной культуры, государственных сановников (особенно в XVIII веке).                                                                                                  

 

 

  В.Суриков.   Портрет  С.Кропоткиной

 

 

Например, музыка одного из первых сборников русских романсов на стихи русских поэтов была написана государственным советником Григорием Тепловым. И много позже, даже в наше время, романсы продолжают бытовать в этих двух основных формах: профессионального   и    любительского   творчества. 

 Особая ветвь образовалась в России с возникновением русской народной городской песни, в которой слились черты крестьянского песенного начала с музыкой города, образовав своеобразный сплав городского русского, или, как его часто называют, «бытового» романса.

Представителями этой ветви были талантливые музыканты прошлого
Варламов, Гурилев, Булахов, создававшие романсы в русском народном стиле, на слова народных поэтов или на собственные слова.

 

                                                                                                                                                         Александр Варламов
 

 

В начале XX века появились композиторы, объединившие интонации русской песенности с интонациями и ритмами цыганской песни, образовав еще одно ответвление русского романса с открыто чувственной сферой эмоций, с остро динамичными ритмами, терпкой ладово-гармонической структурой. Таким образом, мы видим, на сколько разнообразен жанр романса, его примеры часто принадлежат к  крайним полюсам художественного творчества. Популярность бытования этого жанра до нынешнего времени объясняется воплощением в его рамках чувств, очень понятных и близких каждому человеку. Романсы воспевают любовь, а вместе с ней смятение души и радостное волнение, восторг встреч и горечь разлуки, воспоминания о прошлом и надежду на счастье . 

 

 

Основные жанровые признаки романса

  • Содержание романса не выходит за пределы лирики.
  • Текст посвящён некоему переживанию, обычно любовному.
  • Романс характеризуется только одним лирическим настроением. Однако спектр эмоциональных состояний в романсе настолько велик, что каждый исполнитель и слушатель имеет возможность выбрать наиболее близкое ему.
  • В романсе мелодия теснее, чем в песне, связана со стихом, отражает не только общий его характер и поэтическую структуру, но и отдельные образы.
  • В связи с тем, что романс обычно выражает любовное переживание, он порождает одно из самых важных качеств романса — его интимность, камерность.
  • Романс как вокально-поэтический жанр представляет собой трёхгранную структуру, в которой одинаково значимы слово, музыка и речь.

 

 

Романс встречается и в операх.  Например, романс Антониды  «Не о том скорблю, подруженьки» в опере М.Глинки "Жизнь за царя".

 

«Не о том скорблю, подруженьки,

Я горюю  не о том,  что мне жалко воли девичьей,

Что оставлю отчий дом».                                                                                                                

                          А.В.Нежданова в роли Антониды   

 

 

Форма романса перешла и в инструментальную музыку под названием «romancesansparoles» («песня без слов»): это — пьеса с преобладающим мелодическим значением. Такие романсы пишутся для фортепиано (Чайковский, Мендельсон «Песни без  слов») или для какого-нибудь другого сольного инструмента   с аккомпанементом (Г.Свиридов «Романс»из музыки к повести А.С.Пушкина «Метель»).

 


 

 Вопросы для закрепления (ответить письменно в тетради):
  1. Какая страна является родиной жанра "романс"?
  2. Дайте определение жанру "романс"
  3. Что в романсах имеет большую важность - музыка или текст?
  4. В какие века жанр романса получил в России особое признание?
  5. Как называется разновидность жанра "романс", сформировавшаяся в России под влиянием широкого распространения в городской среде  народных песен?
  6. Какие основные формы романса имеют место в русской музыке?
  7. Послушайте и назовите произведение (фамилия композитора, название)
  8. Послушайте и назовите произведение (фамилия композитора, название)

 


 

 

Вспомним,  что жанр романса появился в России в 18 веке,  и получил широкое  распространение в различных общественных кругах. Свою лепту в развитии этого жанра  внёс и основоположник русской композиторской музыки Михаил Иванович Глинка. 

 

Прежде чем познакомиться с одним из его романсов, посмотрите небольшой фильм о жизни и творчестве Глинки и ответьте на ряд вопросов. Ответы запишите в тетрадь.

Видеофильм, часть1

Видеофильм, часть 2

1.   Где, когда, в какой семье родился М.Глинка?

2.    Что  формировало  характер  маленького М.Глинки?

3.    Какое образование получил М.Глинка? (где учился – в каком городе, в каком учебном заведении)

4.    В каком ведомстве стал работать после окончания учёбы?

5.    Где  получал музыкальное образование?

6.    Первая  опера М.И.Глинки. Её название. Дата первой постановки, в каком театре была поставлена.

7.    Вторая опера композитора. Название.

8.    Какое место в творчестве М.Глинки занимали романсы? Запишите названия нескольких его романсов (3-4).

9.    Назовите, какие произведения ещё  сочинил М.И.Глинка?

10. Творческая судьба композитора: насколько его музыка была известна в Росси и за рубежом при его жизни; какое влияние оказала на последующее развитие русской культуры. 

Copyrigcht © 2013 Music Passion