^Back To Top
Народная песня, как источник живой воды, давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Поэтому иногда простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращались в богато украшенные оркестровые мелодии.
Так композитор Петр Ильич Чайковский в финале своего Концерта №1 для фортепиано с оркестром (финал - последняя часть симфонии) композитор использовал мелодию украинской "веснянки" (вспомни, что "веснянки" - это обрядовые песни, исполнявшиеся в старину в конце зимы. Исполняя "веснянки", люди прошлого закликали, призывали весну).
Послушайте украинскую народную веснянку "Выйди, выйди, Иванку". Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания. Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале концерта для фортепиано Чайковского. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны. И становится очевидно, что в этой музыке Чайковский изображает картины пробуждающейся весенней природы.
Музыка зимнего календаря.
В городах на Святки устаивали народные гуляния, катание по улицам на лошадях, дома украшали ёлкой, обязательным был ритуал чаепития с танцами. В более знатных семьях устраивали балы, на которых одним из обязательных танцев был вальс. Отголоски вальса мы и слышим в музыке Чайковского «Святки» - порхающие лёгкие снежинки кружатся в ритме вальса.
• Слушаем: П.И.Чайковский. Святки (Декабрь) из цикла «Времена года».
Задание (письменно): опиши подробно характер музыки (какова главная мелодия, её жанр, ладовая окраска, количество частей, есть ли повторяющиеся части, какую картину можно представить во время звучания)
Послушай ещё одну пьесу из цикла «Времена года» - Январь. У камелька. Прочитай внимательно, что рассказывается в тексте об этой музыке. Умей рассказать о выразительных средствах.
Задание: нарисуй свои впечатления о музыке пьесы "У камелька".
Вопросы для проверки:
Итак, самые древние из народных песен - это обрядовые песни.
1. Сформулируй понятие - обрядовые песни.
2. Почему возникли обрядовые песни?
3. Как ты понял, что такое язычество и христианство?
4. Когда исполнялись песни-колядки?
5. Умей на слух узнавать музыку П.Чайковского "Святки" и "У камелька"