^Back To Top

logo

МУЗЫКА И ВРЕМЕНА ГОДА

То, о чём я хочу тебе рассказать, произошло очень давно. В Петербурге издавался журнал, который назывался «Нувеллист» - от слова «новелла», что значит небольшой рассказ. Журнал выходил каждый месяц, и, конечно, в первом новогоднем номере читателей всегда ожидал какой-нибудь приятный сюрприз.

На этот раз в январском номере журнала появились ноты небольшой музыкальной пьесы для рояля, которая называлась «Январь».                        

Автора пьесы уже тогда знали и любили. Это был композитор Пётр Ильич Чайковский.                    

Январь» - это одна из пьес музыкального альбома Чайковского, который называется «Времена года». В этом альбоме - двенадцать небольших пьес - по числу месяцев в году.

Но почему же в журнале «Нувеллист» была напечатана только одна пьеса? Да потому, что это был сюрприз, подарок. Каждая из двенадцати пьес появлялась в журнале в том месяце, название которого она имела. И только потом все они были объединены в альбом «Времена года». Получился музыкальный календарь природы, о котором я и хочу тебе рассказать. Начнём мы, конечно, с января.

 

Январь. «У камелька»

И мирный неги уголок 
Ночь сумраком одела,
В камине гаснет огонёк,
И свечка нагорела...

                                     (А. Пушкин)

«Камелёк», какое уютное слово, правда? Ласковое-ласковое. Так и видишь перед собой огонь, угасающий в камине или в печке, чувствуешь, как тепло от горячих углей разливается по комнате...

Прости, дружок, я и забыла, что, если ты живёшь в большом городе, в доме с паровым отоплением, ты можешь и не знать, как топится обыкновенная печка. Но в то время, когда жил Пётр Ильич Чайковский, парового отопления вообще не было. Были печки, камины. Сидеть у камелька - это и есть сидеть у такой вот печки или камина.

Тепло, уютно, тихо... В комнате полутемно, вечереет...

Музыка «Января» вначале спокойная, неторопливая. Похоже, что ласковый, негромкий голос рассказывает о чём-то. А может быть, просто мечтает человек, сидя у теплого камина. Или смотрит, как  за окном мягко падают снежинки, стелясь на землю пушистым ковром. Мягко, нежно звучит музыка. Звуки плавно переходят один в другой. Но вот рояль зазвучал встревоженно и таинственно. 

Что же нарушило тёплый уютный покой? Этого мы не знаем. Ведь каждый, кто слушает музыку, представляет себе что-то своё, мысленно рисует себе какую-то свою картинку. Но какой бы ни была эта картинка, что бы ни представлял себе человек, слушая эту музыку, настроение будет у всех, конечно, похожее - ощущение возбуждения и  таинственности.

  Возможно, взгляд сидящего у камина  коснулся  колыхающихся в печи языков пламени. А пламя, раздуваясь, образовало фейерверк веселых огненных искорок.  Дохнуло жаром от печи. Потрескивают поленья в печи...

     Затихает, успокаивается музыка - улеглась тревога в душе. Снова неторопливая, тихая мелодия. Та, которую мы слышали вначале. Только чуть-чуть изменённая. Словно пережитая тревога оставила в душе какой-то след.

 

Февраль. «Масленица»

Скоро масленицы бойкой  
Закипит широкий пир...  

                           (П. Вяземский)

Ты знаешь, что такое масленица? Такой праздник когда-то действительно существовал. В наше  время теперь возродилась традиция празднования масленицы. Праздник был очень весёлый - яркий, шумный. Во время масленицы пекли румяные масленые блины - круглые, горячие, как солнце, которое очень ждут люди после холодной зимы. Ступай, масленица, за солнцем, за летом. Зови его к людям! Об этом и рассказывает музыка «Февраля». Вслушиваешься в неё - словно не рояль звучит, а балалайки, гусли, рожки. Так и кажется, что играет русский народный оркестр. Да и сама музыка такая по-настоящему русская - весёлая народная пляска. Впрочем, нет, это не просто пляска, а целая картинка шумного, многолюдного праздника.

Нужно тебе сказать, что все русские композиторы очень хорошо знали и любили народную музыку. Они записывали и изучали песни, которые сочиняли в деревнях и сёлах сами крестьяне. Кто именно сочинил песню, почти никогда никто не знал. Песни передавались от отца к сыну, от бабушки к внучке. Но знали и пели их во все времена; и сейчас ещё можно услышать многие из этих песен. Народ бережёт их и помнит. Русские композиторы часто включали в свои сочинения народные песни и танцы. А иногда сочиняли музыку, похожую на народную.  Так и здесь:  музыка полна интонаций народных плясовых.

 

 

Март. «Песня жаворонка»

Поле зыблется цветами,
В небе льются света волны.
Вешних жаворонков пенья
Голубые бездны полны.

                                (А. Майков)

Как ты думаешь, о чём может рассказать музыка «Марта»? Это первый месяц весны. Очевидно, и музыка должна быть весенняя. Знаешь, как она называется: «Песня жаворонка». Ведь жаворонки прилетают к нам в марте.

 

Жаворонок - полевая птица, которую в России чтут как весеннюю певчую птичку. Ее пение традиционно связывается с приходом весны, пробуждением от зимней спячки всей природы, началом новой жизни.

Ведь жаворонки прилетают к нам в марте. Нежно и звонко разливаются их трели над полями. Слышны эти трели и в музыке. Но рояль не просто подражает пению птицы. Щебечущие трельки - это только часть песни, только напоминание о звонком жавороночьем пении. А сама песня светлая, мелодичная. И чувствуется в музыке какая-то по-особому холодноватая звонкость. Слушаешь - и словно вдыхаешь свежий, ароматный запах весны, словно ощущаешь удивительное весеннее солнце; тепло его лучей смешивается со свежестью холодного по-зимнему ветерка, воздух прозрачный, чистый...

Прихода весны всегда ждут с нетерпением. «День сорока мучеников Севастийских» (9 марта) носит на языке народа название «сороки», а иногда «кулики». В этот день, по воззрению крестьян, прилетают из теплых стран сорок птиц, и первая из них — жаворонок. Сорок с полным основанием можно назвать детским праздником: еще накануне женщины месят из ржаной муки тесто и пекут «жаворонков (в большинстве случаев с распростертыми крылышками, как бы летящих, и с хохолками), а утром, в день праздника, раздают их детям…  Дети начинают, что есть мочи, кричать: «Жаворонки, прилетите, студену зиму унесите, теплу весну принесите: зима нам надоела, весь хлеб у нас поела!» ( Максимов С. Из очерков народного быта. Крестьянские календарные праздники).

 

А не помнишь ли ты, какой русский композитор тоже посвятил одно из своих сочинений вестнику весны - жаворонку?

Михаил Иванович Глинка. У него есть романс, который называется «Жаворонок». Там тоже, во вступлении, мы слышим, трели жаворонка, а потом наслаждаемся прекрасным напевом романса.

У художника Левитана есть картина, которая тоже называется «Март». Непременно найди репродукцию с этой картины и внимательно рассмотри её. Присмотрись к тому, как удивительно художник передаёт звонкую холодноватость мартовского воздуха и яркость солнечных лучей на белом снегу, и ожидание тепла, которого ещё немного в этот мартовский день. Но уже греют солнечные лучи, уже подтаивает снег... И вся природа ждёт настоящей весны. Так красками художник передаёт то, что композитор рассказывает нам музыкой.

 

Мартовская пьеса называется «песня». Но ведь написана она для рояля, а это значит, что в ней нет слов. Как видишь, бывают песни без слов. Даже здесь, в нашем разговоре о музыкальных временах года, мы ещё не раз встретимся с ними.

 

Апрель. Подснежник

Подснежник - так называются растения, которые появляются сразу после схода зимнего снега. Трогательно после зимней стужи, мертвой, безжизненной поры выглядят небольшие голубые или белые цветочки, появляющиеся сразу после таяния зимнего снега. Подснежник очень любим в России. Он почитается как символ новой нарождающейся жизни. Ему посвящены стихи многих русских поэтов.

«Голубенький чистый
Подснежник-цветок,
А подле сквозистый
Последний снежок.
Последние слезы
О горе былом
И первые грезы
О счастье ином...»
           А. Н. Майков

Хорошо весной! Даже в городе воздух какой-то особенный. А уж за городом!.. В лесу появились первые цветы. Да и в городе, смотри, сколько людей несут маленькие синие букетики. Принесут домой, поставят в воду — вот и в комнате весна.

Музыка апреля похожа на вальс. Мелодия как бы стремится вверх, растёт, ширится... Кажется, что ароматный воздух заполняет грудь, дышится легко-легко и хочется то ли покружиться в вальсе — плавном, небыстром, то ли просто закрыть глаза и помечтать под эту чудесную музыку.

Под эту музыку, наверное, можно станцевать очень красивый танец. А ты умеешь танцевать?

У композитора Гречанинова есть песенка, в которой поётся... Попробуй угадать, о ком?

Сперва понемножку
Зелёную выставил ножку,
Потом потянулся из всех своих маленьких сил,
И тихо спросил:
«Я вижу, погода тепла и ясна.
Скажите, ведь, правда, что это весна?»

 

«Зелёная ножка»... Ну конечно, это цветок. Первый цветок весны, маленький голубой подснежник. Вот он выглядывает из-под растаявшего снега, качает головкой на легком весеннем ветерке, и неяркое весеннее солнышко играет в капельках воды на его лепестках.

 

 

Май. Белые ночи

Какая ночь! На всем какая нега!
Благодарю родной полночный край!
Из царства льдов, из царства вьюг и снега
Как свеж и чист твой вылетает Май.
               (А. Фет)

Музыка «Мая» грустно-задумчивая. Но о чём же грустит здесь музыка? Разве весна — это грустно?

Скажи, а тебе никогда не случалось испытывать такое: вечер наступает, сумерки, в комнате ещё не зажгли лампу, только из окна льётся странный, серовато-синий свет. Все предметы в комнате теряют чёткие очертания, словно расплываются, и тебя охватывает тихая, беспричинная грусть. Вот это настроение и передаёт музыка.

Почему именно в мае, спросишь ты. Это лучше всего поймут петербуржцы. Но даже те, кто живут далеко от этого города, знают о том, что в мае в Петербург приходят удивительные белые ночи. Так вот, дружок, белые ночи — это именно такие нескончаемые сумерки. Долго стоит светлый, ясный день, потом начинает смеркаться. А ночи всё нет и нет. Сероватый волнующий свет наполнил улицы, тянутся, тянутся бесконечные сумерки, и город становится непостижимо прекрасным. Чудом этим не устаёшь любоваться. О нём писал Пушкин:

... Твоих задумчивых ночей
Прозрачный сумрак, блеск безлунный,
Когда я в комнате моей
Пишу, читаю без лампады,
И ясны спящие громады
Пустынных улиц, и светла Адмиралтейская игла...

Может быть, в этих строчках тебе и не всё понятно, но если ты вчитаешься, вслушаешься в них, то сразу услышишь задумчивый, плавный ритм стиха (ты ведь уже немножко знаешь, что такое ритм).

...Тихо переливаются один в другой звуки рояля. Словно в музыкальных сумерках расплылись очертания стройных аккордов, и они стали зыбкими и дрожащими. А мелодия то ускользает, то появляется вновь, чтобы снова раствориться в неясных, нежных переливах...  Странное, необъяснимое чувство...

Вот так белой ночью стоишь на берегу Невы, волнуясь, пытаешься разгадать, в чём очарование безлунного блеска серовато-серебристого воздуха. Но понять это невозможно. Можно только любоваться, любоваться без конца.

Музыка «Мая» не рисует тебе никаких изображений, не рассказывает ни о чём определённом. Главное в ней — настроение. Музыка рассказывает о чувствах, которые вызывают у нас белые ночи. Помнишь, нечто похожее было в самой первой пьесе — «У камелька». Там тоже музыка передавала настроение зимнего вечера и не рисовала никаких картинок.

И раз уж мы заговорили о стихах Пушкина, прошу тебя, возьми поэму Пушкина «Медный всадник» и прочитай (или пусть тебе прочитает кто-нибудь из взрослых) начало этой поэмы. Пушкин посвятил его Петербургу. Может быть, не всё в этих стихах тебе будет понятно, но красоту их ты услышишь непременно. В стихах ведь очень много общего с музыкой. Вот и приучайся слушать музыку гениальных стихов.

 

 

Июнь. Баркарола

Выйдем на берег, там волны  
Ноги нам будут лобзать,  
Звезды с таинственной грустью  
Будут над нами сиять...
                             (А. Н. Плещеев)

Вот и лето наступило, самое настоящее лето. О чём же рассказывает нам музыка «Июня»?

Чайковский назвал пьесу «Баркарола». Слово это, наверное, не всем знакомо. Родилось оно в Италии и означает что-то вроде «лодочная» или «песня в лодке», потому что «барка», «баркетта» по-итальянски и означает «лодка».

Баркаролой в итальянской народной музыке назывались песни лодочника, гребца. Особенно эти песни были распространены в Венеции, городе на набережных бесчисленных каналов, по которым день и ночь передвигались на лодках и при этом пели.

Тот, кто пробовал петь в лодке — на озере, на реке, на море, — тот знает, что это удивительно приятно. Голос твой на воде звучит как-то особенно звонко, и песня по воде разносится далеко-далеко. Ну, а раз «баркарола» — это песня, значит, снова мы встретились с песней без слов.

Очень  часто  у  песен  бывают  музыкальные  вступления. Здесь тоже есть вступление — мерно, плавно покачивается музыка. Такое же мерное покачивание сопровождает всю «Баркаролу». Широко, привольно льётся на музыкальных волнах мелодия песни. Слушаешь — и, кажется, что сам сидишь в лодке, а она плывёт, чуть качаясь то ли от ровных ударов вёсел, то ли от маленьких волн, поднятых внезапно налетевшим тёплым и лёгким ветром.

Потом музыка меняется. Она становится живее, радостнее и уже меньше похожа на песню, словно у человека вдруг перехватило дыхание от счастья, стало трудно петь... День такой яркий, солнечный. Вода сверкает на солнце, а лодка скользит так свободно, что кажется, шевельни чуть-чуть веслом, и она сама понесётся по всему озеру, как маленький быстрый катерок. Каждый звук будто наполняется солнечным светом, вспыхивает, искрится, звенит...

 

Летит над водой счастливая песня. Здравствуй, лето!

 

 

Июль. «Песня косаря»

Раззудись, плечо! Размахнись рука!
Ты пахни в лицо, ветер с полудня!..

                                  (А. Кольцов)

Лето в разгаре. Жарко. Сколько удовольствий у тебя, сколько развлечений! Да не только развлечений. Летом ведь и работы тоже много. Если ты живёшь в деревне, то, конечно, хорошо это знаешь. Июль. Косить пора.

Музыка «Июля» и рассказывает о работе. И вместе с тем это ещё одна песня - композитор назвал её «Песня косаря». Она мужественная и энергичная. Идут по полю косари, ослепительно вспыхивают на солнце лезвия их кос. А шаг под песню становится особенно ладным, ровным у всей шеренги косарей.

Знаешь ли ты, дружок, что песня издавна была помощником в нелёгком крестьянском труде? Многие старинные народные песни мы и сейчас называем «трудовыми».

И сейчас ещё в наших деревнях можно услышать песни, которым не одна сотня лет. Правда, теперь их поют не часто: другим стал крестьянский труд, другими стали и песни. Ведь в прежних чаще всего пелось о труде тяжёлом, очень тяжёлом; о работе, которая не всегда приносит радость, потому что трудился крестьянин для хозяина, для помещика. Выращивал хлеб, косил, молотил - а сам оставался голодным. Всё, что наработал, шло хозяину, помещику. Горькое, страшное было время.

Но, конечно, и в те времена крестьяне не только печалились и жаловались в своих песнях. Всегда, во все века русский человек любил родную землю, родную природу. Великий труженик, он любил труд, знал цену умелым, сильным рукам, и об этом он тоже пел песни - гордые и мужественные. Старинные русские песни мы храним теперь, как послания от наших далёких предков.

Правда, «Песня косаря» меньше похожа на старинную русскую народную песню, чем, например, та песня композитора Римского-Корсакова, о которой мы уже говорили. Можно, пожалуй, сказать, что это не песня косаря, а песня о косаре, о его силе и умении трудиться, словом - песня о чудесном русском человеке.

Разговор о русской песне мы продолжим с тобой... в августе. Сейчас ты поймёшь, почему.

 

 

Август. «Жатва»

Люди семьями принялися жать,
Косить под корень рожь высокую!
В копны частые снопы сложены.
От возов всю ночь скрипит музыка...

                                   (А. Кольцов)

Эту пьесу композитор назвал «Жатва». Видимо, и здесь музыкой композитор расскажет нам о крестьянском труде... Правда, на песню музыка «Жатвы» не очень похожа. Скорее это музыкальная картинка. Очень интересно сравнить «Песню косаря» и «Жатву». Дело в том, что косят обычно мужчины, а жать серпом (в старину только серпом и жали - никаких жнеек не было) - всегда было женским делом.

В «Песне косаря» мы очень ясно ощущаем мужественность, силу, энергию, широкий, крепкий мужской шаг. Музыка «Жатвы» - мягче, женственнее. Она хотя и очень быстрая, но звучит намного нежнее, изящнее, чем «Песня косаря». Вслушайся, и ты ясно услышишь в музыке перезвон серпов. Здесь, так же как в «Песне косаря», музыка не напоминает нам ни о чём печальном и тяжёлом. Она живая, весёлая.

Композитор, городской человек, смотрит как бы со стороны на эти яркие летние картины. Он видит разноцветные рубахи косарей в зелёной высокой траве; видит цветастые платки женщин среди ослепительно жёлтых колосьев спелой ржи; золотыми слепящими молниями вспыхивают на солнце косы и серпы. А над всем этим праздником красок плывёт-разливается песня, чудесная народная песня. И музыка словно говорит нам о бесконечно искренней, верной любви русского композитора к родной стране, к её природе, к её народу.

«Жатва», пожалуй, более озорная, насмешливая, чем «Песня косаря». Что-то есть в ней от задорных частушек. Кстати, знаешь ли ты, что такое «частушка»? Это коротенькая, совсем коротенькая песенка. Вернее, маленький стишок из четырёх строчек, который поют на мотив, издавна прижившийся в той или иной деревне. В разных краях и областях, даже иногда в двух соседних деревнях, частушки поют на разные мотивы.

Кто сочиняет частушки? Да все, кто может сложить немудрёный стишок о местных делах или каких-то своих неудачах, или высмеять лодыря, неумёху, вруна. С незапамятных времён и до наших дней живут и веселят людей эти коротенькие песенки в деревнях. А сейчас уже и в города перебрались. Частушками назвали их от слова «частить», то есть петь одну песенку за другой без перерыва. Даже соревнования такие устраиваются, кто кого перепоёт, «перечастит». Я уже говорила, что в музыке «Жатвы» есть что-то от частушек. Что ж, женщины в деревнях, известно, любят понасмешничать, не то, что степенные мужчины.

После того как ты послушаешь июльскую и августовскую пьесы, нарисуй, пожалуйста, две картинки. Причём не обязательно косарей и жниц, пусть это будут картинки про лето, про деревню. Интересно, что тебе захочется нарисовать.

 

 

Сентябрь. «Охота»

Пора, пора! рога трубят;
Псари в охотничьих уборах
Чем свет уж на конях сидят;
Борзые прыгают на сворах...

                                  (А. Пушкин)

Если ты будешь слушать музыку сентября, не зная, как она называется, а зная только, что она посвящена первому осеннему месяцу, ты, наверное, очень удивишься. И всё же подозреваю, что ты удивишься ещё больше, узнав название этой музыки.

Начинается «Сентябрь» с призывного, фанфарного сигнала. Впрочем, это даже не фанфары, это похоже на звуки гулкого, громкоголосого рога. И сразу же за этим сигналом в музыке совершенно ясно слышится скачка - стремительный, чёткий и звонкий топот лошадиных копыт. Вряд ли ты мог представить себе так осеннюю музыку. Название, правда, напоминает об осени, зато совершенно, как нам кажется, не подходит к музыке. Пьеса называется «Охота».

Замечательный писатель Михаил Михайлович Пришвин писал об охоте так: «Я люблю идти в лесу тихо, с остановками, с замиранием, и тогда всякая зверюшка меня за своего принимает...» Тихо идёт по лесу охотник. Рядом собака бежит - не лает, не рычит, чтобы не спугнуть зверя или птицу. А тут вдруг гулкие звуки, лихая скачка - что же это за охота?

Откроем другую книжку. Её автор - Лев Николаевич Толстой. Книжка называется «Детство». А глава, на которой мы эту книжку открыли, - «Охота». Как раз то, что нам нужно. «Доезжачий, прозывавшийся Турка, на голубой горбоносой лошади, в мохнатой шапке, с огромным рогом и ножом на поясе, ехал впереди всех... Около задних ног его лошади пёстрым, волнующим клубком бежали сомкнутые гончие...» Лошади, собаки, огромный рог... Это всё уже близко к музыке.

Дело в том, что во времена Толстого охотились не только так, как сейчас — в одиночку, с одной собакой, но и по-другому:  много народа, все на лошадях, с целой сворой собак, с призывно-гортанным криком рогов. Вот такую охоту и рисует нам музыка сентября.

Достань книжку Льва Толстого «Детство» и прочитай внимательно всю главу, которая называется «Охота». Только тогда ты поймёшь, как точно передаёт музыка Чайковского старинную, как тогда называли, «псовую», охоту.

 

 

Октябрь. «Осенняя песня»

…Осень, осыпается весь наш бедный сад,  
Листья пожелтелые по ветру летят...  

                                   (А. Толстой)

Октябрь - это уже настоящая осень. Листьев на деревьях почти не осталось. С каждым днём всё холоднее. И дождь, дождь, дождь... Грустное это время - поздняя осень. «Осенняя песня» - тоже грустная. Тихий, грустный покой слышится   в   первой   музыкальной   фразе.

Но вот зазвучали два голоса. Один  - слабый, он словно пытается взлететь, разлиться легко и свободно... и тут же бессильно стихает. Видно, очень хочется человеку тепла, света, счастья. А счастья нет. Тоскливо и сумрачно на душе. Снова взлёт - и снова падение. Ещё, ещё - нет, не подняться, не вздохнуть полной грудью... И хочется плакать от тоски и непонятной обиды... Второй голос более уверенный - короткие музыкальные фразочки уговаривают, успокаивают, утешают.

«Унылая пора, очей очарованье» Это - Пушкин. Он очень любил осень и посвятил ей много прекрасных стихов.

Нашу осеннюю природу любили рисовать русские художники. Ты, наверное, знаешь, кто из русских художников особенно любил изображать на своих полотнах осень? Конечно же, Левитан, которого называют «певцом русской осени».

Природа. Её рисуют художники, о ней пишут стихи поэты. У художников - краски, у поэтов - слова. У композитора - только звуки. Но ведь звуками можно прекрасно рисовать природу. Помнишь «Песню жаворонка»? Разве звонкие трели, которые так хорошо передаёт рояль, не напоминают тебе о весне, о тающем снеге, о свежем, неповторимом весеннем воздухе? А нежная песенка подснежника? А таинственное мерцание звуков в «Белых ночах»? Это ведь всё картины природы.

После того как послушаешь «Времена года» Чайковского, попытайся к каждой пьесе найти подходящую картину русского художника и стихотворение на эту же тему. А потом посмотри, послушай, почитай - и подумай о том, как музыка, живопись и поэзия рисуют разные времена года.

 

 

Ноябрь. «На тройке»

Не гляди же с тоской на дорогу,
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда затуши...

                             (Н. Некрасов)

Хотя ноябрь и считают последним осенним месяцем, у нас, в средней полосе России, это уже зима. В ноябре замерзают реки, выпадает снег. О зиме и музыка «Ноября». Называется эта пьеса «На тройке». Ты, мой дружок, да и я тоже никогда не катались на тройке - на санях, в которые впряжены три лошади. Правда, иногда на зимних праздниках в Парках культуры и отдыха можно прокатиться на лихой тройке, однако далеко не каждому выпадает это удовольствие.

Но слушаешь музыку «Ноября» - и кажется, будто сам сидишь в санях, закутанный в тёплую полость из медвежьей шкуры, а лошади несут тебя по снежной дороге. Кругом, сколько хватает глаз, белые просторы, звенят под дугами колокольчики и, конечно же, песня. Снова песня без слов. На этот раз - протяжная, ямщицкая. Они обычно были невеселыми. Откуда взяться веселью? Всю жизнь в дороге; дом, семью ямщик видит очень редко. Вот и грустит, тоскует и тоску свою изливает в песне. Правда, мелодия в ноябрьской песне совсем не похожа на подлинные народные песни ямщиков - это скорее напоминание о них.

Музыка словно передаёт нам чувства, которые вызывает у путника песня ямщика, его думы, его настроение. Слышишь? Снова тихий звон колокольчиков...

Кто долго жил в глуши печальной,
Друзья, тот верно знает сам,
Как сильно колокольчик дальний
Порой волнует сердце нам...

Так писал Пушкин. А сколько ещё стихов посвящено звону дорожного колокольчика, сколько песен... Может быть, ты вспомнишь, в каких песнях говорится о дорожном колокольчике? Если нет, может быть, тебе поможет кто-нибудь из взрослых, они, наверное, помнят эти песни.

 

 

Декабрь. «Святки»

Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали:
За ворота башмачок,
Сняв с ноги, бросали…

                        (В. Жуковский)

Ну вот, дружок, мы и расстаёмся. Ведь декабрь - это последняя пьеса из «Времён года» и наша последняя беседа. Название тебе ни о чём не расскажет. Пьеса называется «Святки».

 

Святки - это старинный праздник перед Новым годом. На святках обычно девушки устраивали «святочные гадания». Об этом ты можешь прочитать в поэме Жуковского «Светлана». Но всё это дела минувшие, и о них мы много говорить не будем. К тому же и музыка декабря, пожалуй, не рассказывает нам именно о святках. Это просто вальс. Красивый вальс, который можно слушать, а можно под него и танцевать. Только он довольно медленный, вернее задумчивый, зимний. И немножко грустный. Но это и понятно - ведь расставаться всегда грустно, а вальс этот последний в альбоме «Времена года». Композитор прощается с тобой. И мы тоже прощаемся.

Copyrigcht © 2013 Music Passion