^Back To Top

logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

Петр Ильич Чайковский (7.5.1840, Воткинск Вятской губернии - 6.11.1893, Петербург) - российский композитор, дирижер, педагог, музыкальный деятель. Окончил Училище правоведения (1850-1859) в Петербурге, с 1859 года по 1861 год чиновник Министерства юстиции. В годы пребывания в училище пел в хоре, брал уроки фортепьяно у Р. Кюндигера. В 1861 году начал заниматься теорией музыки у Н. Зарембы. Дальнейшее музыкальное образование получил в открывшейся в 1862 году Петербургской консерватории (окончил в 1865 году); ученик Антона Рубинштейна.

С 1866 года по 1878 год профессор Московской консерватории, в 1874-1876 годах музыкальный критик газеты "Русские ведомости".

С 1878 года по 1885 год находился преимущественно в разъездах по России и за границей и занимался творческой деятельностью.

С 1885 года директор Московского отделения Русского музыкального общества. В том же году поселился в с. Майданово близ Клина, в арендованной им даче. С 1887 года регулярно выступал как дирижер, исполняя главным образом свои произведения.

В 1888-1889 годах предпринял большие концертные поездки по Европе, в 1891 году - по городам США (в последний раз выступил как дирижер в Петербурге за 9 дней до смерти с первым исполнением VI симфонии).

В 1892 году обосновался в Клину, под Москвой (ныне Дом-музей им. Чайковского). В 1892 году избран членом Института Франции, в 1893 году почетным доктором Кембриджского университета (Англия).

Чайковский - один из величайших композиторов всех времен и народов, оставил обширное и разнообразное творческое наследие, поднял на небывалую дотоле высоту русское симфоническое творчество, оперу, балет (в котором он соединил принципы симфонического развития с танцевальным действием), камерную музыку.  В своей музыке Чайковский с потрясающей силой утверждает права человека на жизнь, свободу, счастье, справедливость.  Великий лирик, непревзойденный мастер отображения душевного мира человека, он был также великим певцом родной природы. Творчество Чайковского заслужило признание, любовь и популярность во всем мире и оказало огромное влияние на последующее развитие русской и мировой музыки.

Один из самых сентиментальных и лиричных композиторов, овеянный всемирной славой. Его именем в России названа главная вотчина, воспитывающая российских музыкантов – Московская государственная консерватория. А также престижный международный конкурс академических исполнителей, крупнейшее событие мирового масштаба. Пётр Ильич Чайковский – выдающий русский композитор, целиком отдававший себя миру вдохновения и создавший такие гениальные творения, что они во всём мире в нынешнее время являются самыми исполняемыми произведениями. Очаровывающий мелодизм, блестящее владение композиторской техникой, а также умение видеть в любом трагизме светлое и гармоничное делает Петра Ильича величайшей творческой личностью не только в отечественной, но и во всей мировой музыкальной культуре.

Краткая биография Чайковского

Петр Ильич родился в российской глубинке – селении Воткинск близ небольшого завода 7 мая 1840 года в семье горного инженера. С рождения мальчик впитал в себя исконный дух русской интеллигенции. Детство его прошло в родном имении под сенью деревенской природы, среди живописных видов и звуков народных песен. Все эти впечатления ранних лет позднее оформились в необыкновенную любовь к Родине, ее истории и культуре, ее такому творческому народу.

Отец композитора, Илья Петрович, к слову, служил в Департаменте горных и соляных дел, был генерал-майором и начальником Камско-Воткинского сталелитейного завода. Мать, Александра Андреевна Ассиер, была внучкой французского скульптора Мишеля-Виктора Асье: отец ее перебрался в Россию, принял русское подданство и учительствовал. Кроме Петра Ильича, у них было еще четыре сына и дочь.

Образование детям в этой большой и дружной семье стремились дать лучшее. С ними всегда была гувернантка Фанни Дюрбах, которая, кстати, сохранила очень много воспоминаний о маленьком Петруше. С детства это был самый впечатлительный, тонко чувствующий, ранимый, талантливый ребенок с тончайшей нервной организацией. Няня называла его «фарфоровый мальчик». Такая хрупкая, неврастеничная психическая структура, такое острое восприятие жизни и чувствительность сохранились у него на всю жизнь.

Дом был наполнен музыкой, родители будущего композитора сами любили музицировать, они устраивали музыкальные вечера, в гостиной стоял механический орган (оркестрина). Любовь к занятиям на фортепиано ему привила горячо любимая матушка, и уже с 5 лет он довольно регулярно упражняется. Занятия музыкой захватывали его целиком, но, испугавшись за неустойчивую психику Пети, родители отправили его учиться в Императорское училище правоведения в Санкт-Петербурге, считая, что музыка ему во вред.

  

Родители уважали и восхищались музыкальными способностями Петра, однако прочили ему совсем другую карьеру – юриста. По их наставлению он поступил в Императорское училище правоведения, после окончания которого, получил чин титулярного советника. Так Петр Ильич Чайковский был вынужден получить юридическое образование и даже пойти работать по профессии.

Однако, будущий великий композитор отказался от карьеры юриста, где он мог бы легко добиться успеха — благодаря своей прилежности и ответственности. Чайковский выбрал музыку — то, к чему у него «лежала душа» с самого детства, но от чего так настойчиво его оберегали родители и гувернантка Фанни Дюрбах. Чайковский предпочёл карьеру композитора вместо государственной службы. 

Музыкальная карьера Чайковского началась довольно поздно. Чайковский принял решение посвятить себя музыке, когда ему было около 21 года — он поступил на музыкальные курсы для дилетантов, открывшиеся в Петербурге.

Чайковский с детства увлекался не только музыкой, но и поэзией. Он писал стихи еще с 7 лет. Также и во взрослой жизни он сочинял стихи и тексты к некоторым своим романсам, ариям и хорам из своих опер.

Чайковский очень любил свою мать. А мать — Александра Андреевна — питала особые чувства к своему маленькому Пете. Расставание с матерью на несколько лет, в связи с учебой в Петербурге, нанесло юному 10-летнему Пете травму, о которой он помнил всю жизнь. Смерть матери оставила неизгладимый след в его душе. Чайковскому было тогда всего 14 лет.

Биография Чайковского гласит, что по окончании учебы, в 1859 году Петр Ильич немного поработал в чине титулярного советника в Министерстве юстиции, продолжая факультативно заниматься музыкой, посещая музыкальные вечера и оперные спектакли. К тому моменту он уже считался хорошим пианистом и импровизатором. Благодаря службе он впервые попал за границу, поехав в трехмесячное турне с инженером Писаревым в качестве переводчика. Позднее поездки в Европу с гастрольными выступлениями или для отдыха станут для него важнейшей частью творческой деятельности. Сама возможность побывать в Европе, приобщиться к ее культурным памятникам будоражила его.

В 1862 году он окончательно решает связать свою жизнь с музыкой. Точнее, для себя он определил это как служение Музыке. Он поступает в только что открывшуюся Санкт-Петербургскую консерваторию, где обучается по классу композиции.

Там он знакомится с Антоном Рубинштейном, который оказал значительное влияние на его жизнь. Так вскоре после окончания консерватории Чайковским (с большой серебряной медалью, высшей наградой), Рубинштейн приглашает его в Москву – теперь уже преподавать основы сочинения, гармонии, теории музыки и оркестровки.

 Педагогическая деятельность Чайковского

Стоит отметить, что московская консерватория на тот момент (в 1866 году) тоже только начала существовать. По сути, на тот момент не было отечественной школы, обучающей исполнительскому или композиторскому мастерству. Были разрозненные переводы западных учебников, отдельные классы учителей, которые не стали концертирующими музыкантами, а передавали свои навыки ученикам по принципу «делай как я».

 Чайковский не только читал лекции, многие учебные программы и пособия он написал непосредственно сам, что-то переводил из зарубежных источников. Остались записи лекций его ученика, выдающегося русского композитора Сергея Танеева, из которых можно судить о глубине познаний, способности вдумчиво анализировать музыку с точки зрения ее строения, формы, элементов. Это титанический методический труд, переоценить который невозможно.

Благодаря стараниям Петра Ильича обучение российских музыкантов и особенно композиторов приобрело систему, метод, цельность. Долгое время эта часть его биографии опускалась, ее считали незначительным эпизодом. Виной тому собственные высказывания Чайковского о том, что педагогическая работа его тяготит, ученики глупы и невежественны. Но все эти слова совершенно не отражают истину – явление Чайковского как педагога в тогдашней национальной музыкальной культуре предопределило на столетия (!) появление русской композиторской школы и уникальных, самобытных, гениальных композиторов. Это целая веха в отечественной музыкальной педагогике.

Примечательно, что такой серьезный вклад в преподавание и критику Чайковский внес, почти не уменьшая времени на собственные сочинения. Это характеризует его как человека чудовищной работоспособности, трудоголика, который бросил каждую минуту своего земного пребывания на алтарь Музыки.

 Становление как композитора

Его творческий путь не был усыпан розами. В самом начале его часто резко критиковали за желание угодить слушателю. Затем, когда он уже часто бывал в Европе и пытался соединить лучшее от западной культуры с традиционными русскими чертами, ему трудно было встретить единодушие аудитории. По-настоящему его гений оценили лишь в конце.

Ранние сочинения Чайковского датируются 1854 годом. Это были небольшие пьесы - «Анастасия-вальс» и романс «Мой гений, мой ангел, мой друг…». Ученические его работы консерваторского периода уже выдают в нем мастера. Одна из работ – программное произведение к драме Н.А. Островского «Гроза». Со знаменитым драматургом впоследствии Петра Ильича связывала не только нежная дружба, но и творческие проекты. Так в 1873 году была написана музыка к сказке «Снегурочка», позднее на эту же тему написал оперу Николай Римский-Корсаков.

Это время (конец 60-х и начало 70-х) было для него творческим поиском, наиболее обращенным к народному искусству. Тогда же примерно был издан его сборник «50 русских народных песен для фортепиано в 4 руки». Сказочно-мифический сюжет, присущий фольклору, был воплощен в опере «Ундина». Первая постановка ее прошла с определенным успехом, но уже к концу сезона ее сняли из театрального репертуара. Рукопись композитор уничтожил. Лишь некоторые музыкальные фрагменты перешли позднее в «Снегурочку». По ним можно судить, что к тому моменту Петр Ильич владел техникой колористического письма.

За годы работы в консерватории он написал много произведений, из знаковых можно перечислить 4 симфонии, 5 опер, принесший ему мировую славу балет «Лебединое озеро», концерт для фортепиано с оркестром, 3 струнных квартета.

Чайковский балет «Лебединое озеро»

Постепенно он пришел к пониманию, что должен больше времени посвящать сочинению музыки. Изнуряющая работа в консерватории требовала очень много времени и сил. И в 1878 году Чайковский проводит последние свои занятия, но до конца жизни сохраняет переписку со многими учениками, ставшими потом маститыми исполнителями. В письмах он всегда оставался их педагогом и цензором, давал рекомендации.

В 1877 году композитор начинает работу над «Евгением Онегиным». Поглощенный сочинением, он как-то слишком поспешно женится на Антонине Милюковой. Брак развалился буквально через несколько недель. Все в молодой жене Чайковского раздражало. А совместная жизнь с ней стала серьезным испытанием для него. Душевные терзания этого периода привели к нервному срыву и сказались на музыке. Так совпало, что написанные в этот момент «Евгений Онегин» и 4-я симфония стали вершинами его творчества.

В 1878 году он уезжает оправиться от происшедших событий за границу. Тогда помощь ему стала оказывать Надежда Филаретовна фон Мекк, меценат и поклонница творчества Петра Ильича. В течение долгих 14 лет они переписывались, но так ни разу и не встретились. Тем не менее, ее моральная и материальная помощь позволяли Петру Ильичу заниматься творчеством относительно свободно, он мог не оглядываться на издателей или дирекцию театров.

С 1880-х годов он много гастролирует по миру. Он сводит личное знакомство с такими столпами европейской и русской культуры как Лев Толстой, Эдвард Григ, Антонин Дворжак и многими другими. Вся его такая сильная впечатлительность как губка впитывала богатство и разнообразие мира. Он один из немногих счастливчиков, кому удалось завоевать признание публики, критиков, коллег еще при жизни.

Согласно биографии Чайковского в последние годы его неизъяснимо потянуло на родину, композитору хотелось жить вдали от шумных городов, где на улице его мог узнать любой. Он признавался, что бесконечно устал от окружающей его суеты. Поэтому он выбирал небольшие дачные поселки под Москвой, где арендовал усадьбу. Последний дом, в котором он жил в подмосковном Клину, стал домом-музеем мемориальным заповедником имени композитора.

Умер он в 1893 году неожиданно. Врачи диагностировали холеру, которая развилась буквально за несколько дней. Незадолго до этого ему подали в одном из ресторанов стакан некипяченой воды. Хотя и существовали другие версии по поводу смерти Чайковского, доказательств их предоставлено не было.

 

 

 

С 1956 года проводится Международный конкурс пианистов и скрипачей (теперь и вокалистов) имени П.И.Чайковского – раз в 4 года.

 Интересные факты о Чайковском

·       Долгое время жизнеописание этого величайшего композитора, внесшего значительный вклад в мировую культуру, было окружено мифами и легендами. Галантный XIX век не допускал упоминания фактов, даже в малейшей степени компрометирующих столь выдающегося человека. Далее эту традицию подхватила советская идеология, привнесшая в образ композитора новые черты, отвечающие задачам построения нового общества. Начало XXI века принесло моду на обсуждение самого личного и интимного, и превратило внутренний мир Художника в большую проходную площадь.

·       В ранней молодости Петр Ильич был влюблен в бельгийскую певицу Дезире Арто, он даже собирался сделать ей предложение. Но она внезапно уехала и вышла замуж за другого. Чайковский невероятно страдал, посвятил ей романс «Забыть так скоро». В фильме Игоря Таланкина 1970 года «Чайковский» этот эпизод показан выразительно. В главной роли блистательный Иннокентий Смоктуновский, а в роли Дезире – Майя Плисецкая в необычном для себя амплуа.

·       Из биографии Чайковского мы знаем, что в 1893 году композитор был награжден почетной ученой степенью от Кембриджского Университета.

·       Балет «Спящая красавица» невольно стал предметом горячего спора с компанией «Уолт Дисней» за эмблему. Примечательно, что Дисней воспользовался музыкой Петра Ильича при создании одноименного мультфильма 1959 года.

·       Большую часть жизни Чайковский был подвержен депрессиям. С 14-ти лет по поводу рано ушедшей матери, чью потерю он долго оплакивал. Он также был ипохондриком. Больше всего он боялся оглохнуть как Бетховен.

·       "Вдохновение - гость, который охотно не посещает ленивое". Этим принципом он руководствовался всю свою жизнь.

·       В 1877 богатая предпринимательница Надежда фон Мек поддержала скрипача Иосифа Котека, который был бывшим студентом и другом Чайковского и был рекомендован ей пианистом Николаем Рубинштейном. Она была впечатлена композитором Чайковским, и расспрашивала Рубинштейна подробно о нем. Именно Котек, однако, убедил ее написать ему, после чего она представилась как “пылкий поклонник”. Таким образом, их отношения закрепились как эпистолярная дружба: между 1877 и 1890, они обменялись более чем 1200 письмами, и она была той, кто поддержал его после того, как критики разорвали его Пятую Симфонию. Она поощряла его упорно продолжать заниматься сочинениями. Они просто встретились лично однажды, случайно, в августе 1879.

         Уничтожил две оперы

30 января 1869 года в Большом театре состоялась премьера оперы Чайковского "Воевода". Либретто создал композитор по пьесе Александра Островского "Сон на Волге". Однако несколько лет спустя, в 70-х, Петр Ильич уничтожил оперу, сохранив только небольшую часть материала.

В том же 1869 году композитор закончил работу над оперой "Ундина". Она не ставилась и была уничтожена автором в 1873 году: сохранилось лишь несколько номеров, вошедших впоследствии в другие сочинения.

Всего Чайковским было создано 10 опер. Восемь остальных, к счастью, сохранились.      Планировал оперу с Чеховым

Антон Павлович посвятил Петру Ильичу свой сборник рассказов "Хмурые люди". Осенью 1889 года, после дружеского визита композитора, Чехов написал Суворину: "Вчера был у меня П. Чайковский, что мне очень польстило: во-первых, большой человек, во-вторых, я ужасно люблю его музыку, особенно "Онегина". Хотим писать либретто".

Чайковский, кстати, курил и забыл у Чехова свой портсигар. Антон Павлович портсигар честно вернул. Однако предполагавшаяся работа над новой оперой не случилась. Драматург вскоре уехал на Сахалин, а композитор четыре года спустя внезапно скончался.

·       Открывал Карнеги-холл

Весной 1891 года на открытие Карнеги-холла - одного из самых знаменитых концертных залов Америки - был приглашен великий русский композитор. Под управлением Чайковского в течение нескольких дней на симфонических концертах были исполнены его произведения: Торжественный коронационный марш, Третья сюита, хоры "Отче наш" и "Легенда", Первый концерт для фортепиано с оркестром.

Кроме Нью-Йорка, Петр Ильич дирижировал своими сочинениями в Балтиморе и Филадельфии. Из письма, отправленного приятелю в те дни: "Меня принимали там восторженно; успех был огромный… Но теперь мне приятно обо всем этом вспоминать; находясь же там, я все время страшно тосковал по России и всей душой стремился домой".

·       Подрабатывал журналистом

Несколько лет Чайковский был штатным музыкальным обозревателем в газетах "Современная летопись" и "Русские ведомости". Писал, как говорят, "безукоризненным слогом, ясно и живо излагал свои мысли". Однако скрывал свое авторство, подписывая рецензии инициалами "Б. Л.".

В 1898 году его музыкально-критические статьи были изданы под общим названием "Фельетоны".

·     Скончался от стакана воды

16 октября 1893 года в Петербурге Чайковский дирижировал первым исполнением своей Шестой симфонии. Вечером 20 октября в полном здравии Чайковский заглянул в элитный ресторан Лейнера на углу Невского проспекта и набережной Мойки, где пробыл часов до двух ночи. Там-то композитор попросил холодной воды - но вода в стакане оказалась некипяченой. Утром 21-го ему стало плохо, вызвали врача: диагноз - холера. В три часа ночи 25 октября (6 ноября) Петр Ильич скончался "неожиданно и безвременно" в квартире своего брата Модеста, в доме 13 на Малой Морской улице.

·       Преподаватели не видели в Чайковском выдающихся талантов и задатков великого музыканта. Тем не менее, Чайковский занимался музыкой у преподавателей и считал занятия полезными. 

·       Чайковский не явился на выпускной концерт, где должны были исполнять его работу. Он просто испугался провала. За это директор Петербургской Консерватории, пианист и композитор Антон Рубинштейн, был очень зол на Чайковского. Он заявил. что вообще не выдаст Чайковскому диплом об окончании учебы. Рубинштейн выполнил свое обещание.

Через несколько лет директором Консерватории стал Николай Заремба. И только тогда, спустя почти 5 лет, Чайковский, наконец, получил свой диплом.  

·       Композитор обладал широким кругозором и тягой к знаниям, его библиотека насчитывала 1239 книг. Кроме художественных произведений есть труды по зоологии, астрономии, медицине и философии. Кроме того, всю жизнь он собирал гербарии, некоторых из них сохранились в его библиотеке.

·       В возрасте 19 лет Петр Ильич начал службу в Министерстве юстиции, но, признав себя неспособным к этому роду деятельности, поступил в консерваторию Санкт-Петербурга, чем несказанно расстроил своих родителей. Родные сокрушались, что молодой человек променял юриспруденцию на «дудку».

·       Петр Ильич был влюблен в оперную певицу Дезире Арто, которая отвечала ему взаимностью. Дело шло к свадьбе, но в 1869 году Дезире уехала на гастроли, где вышла замуж за певца из труппы.

 В период этого его страстного увлечения и была написана известная фортепианная пьеса-романс ор. 5, в которой он выразил свои самые сокровенные чувства к Дезире. Через 18 лет Чайковский случайно встретил Арто в Германии и продолжил общение с ней, великодушно простив обиду. 

·      Чайковский очень любил музыку Моцарта.

Любимые классические произведения Чайковского: опера «Дон Жуан» Моцарта, «Жизнь за царя» Глинки и «Юдифь» Александра Серова. Первые два произведения Чайковский услышал еще в ранней молодости. Они оставили в его душе глубокое впечатление, став его любимыми произведениями.

·      Чайковский часто испытывал материальную нужду. Однажды даже он решил обратиться за помощью к русскому императору Александру III. На его имя он написал прошение с просьбой выдать ему в долг три тысячи рублей серебром. Ответ последовал незамедлительно: композитору выдали запрашиваемую сумму, но не в долг, а в качестве пособия.

·     Не любил тех, кто не любит Россию

 ·      Петр Ильич много времени проводил в поездках. Он жил за границей, дирижировал и писал музыку. Однако он не понимал тех, кто покидал свою Родину в поисках наилучшего комфорта.

Из письма Чайковского Надежде фон Мекк (Флоренция, 9/21 февраля 1878 г., четверг, 10 часов вечера):

"...Как бы я ни наслаждался Италией, какое бы благотворное влияние ни оказывала она теперь на меня,- а все-таки я остаюсь и навеки останусь верен России... Я не встречал человека, более меня влюбленного в матушку Русь вообще, и в ее великорусские части в особенности... Напрасно я пытался бы объяснить эту влюбленность теми или другими качествами русского народа. Качества эти, конечно, есть, но влюбленный человек любит не потому, что предмет его любви прельстил его своими добродетелями,- он любит потому, что такова его натура, потому, что он не может не любить. Вот почему меня глубоко возмущают те господа, которые готовы умирать с голоду в каком-нибудь уголку Парижа, которые с каким-то сладострастием ругают все русское и могут, не испытывая ни малейшего сожаления, прожить всю жизнь за границей на том основании, что в России удобств и комфорта меньше. Люди эти ненавистны мне; они топчут в грязи то, что для меня несказанно дорого и свято".

 

В возрасте 37 лет Чайковский женится на студентке Антонине Ивановне Милюковой. Брак не просуществовал и месяца — через две недели композитор выехал за границу. В ответ на расспросы он пояснял, что спутал жену с Татьяной (героиней «Евгения Онегина»). Супруги официально не развелись, но жили раздельно. 

·      Для своего племянника Чайковский написал фортепианный детский альбом.

·      Как известно, Чайковский был блестящим композитором. Но, к сожалению, его способность как дирижера не всегда были блестящими. Так, выпускаясь из консерватории, он получил самую низкую из своих оценок именно за дирижирование.

 

 Характерные особенности музыки Чайковского

Его мелодике свойственна невероятная интонационная тонкость. У него как у Баха в музыке закодированы интонации. Их тончайшие переливы и игра являются его индивидуальной композиторской чертой.

 

Не Чайковский Чайковский

У Петра Ильича, как ни у какого более композитора, есть произведения, которые официально имеют 2 редакции – одна авторская, другая – с чужими правками. Причем, внесенные изменения значительны. Известно, что сегодня, в силу сложившейся исполнительской традиции, в некоторых произведениях чаще всего звучит не совсем Чайковский. Например, «Вариации на тему рококо» для оркестра и соло виолончели.

Концертных произведений для традиционно «оркестровых» инструментов не так много, любой музыкант-инструменталист мечтает показать красоту звучания своего инструмента отдельно от оркестра. В 1876-77 году появились на свет «Вариации». Это был давно ожидаемый подарок для московского виолончелиста Вильгельма Фитцегагена, близкого друга композитора, по совместительству – первой виолончели Русского Музыкального Общества. Он участвовал во всех премьерах музыки Чайковского как солист, исполнитель первой партии. Главный доверенный музыкант Петра Ильича.

Премьера «Вариаций» состоялась в ноябре 1877 года, она прошла без Чайковского, который в тот момент находился за границей на репетициях и исполнениях других своих сочинений. После премьеры Фитценгаген отнес ноты издателю Чайковского Петру Юргенсону со своими правками. Так он полностью убрал 1 из 8 вариаций, некоторые из них поменял местами и изменил коду. В таком виде ноты пошли в печать.

Изменения, на взгляд «редактора» Фитценгагена, позволили самую виртуозную часть произведения поставить в финал, где он мог блеснуть исполнительским мастерством. Петр Ильич тогда много гастролировал, на письма «редактора» не отвечал. Но не потому, что был согласен с редакцией. А в скором времени даже возражать некому стало – Николай Васильевич умер. Спустя еще несколько лет – и сам Петр Чайковский.

Долгие годы путаница с редакциями оставалась в неизвестности. Артисты за это время привыкли исполнять редактированный вариант. Именно в этой версии, начиная с 1962 года, «Вариации на тему рококо» становятся обязательным произведением на 3 туре конкурса им. Чайковского. Последние 3 десятка тактов для всех исполнителей технически очень трудны, чисто их сыграть практически невозможно. Но долгая практика исполнения именно этого нотного варианта создала произведению своеобразный ореол виртуозности, особой сложности, доступной не каждому исполнителю. Теперь, если кто-то пожелает исполнить его в авторской версии, немедленно будет признан струсившим или мало техничным.

Есть и огромное количество обработок знаменитейших тем Чайковского на электронных инструментах и со спецэффектами.

В 1945 Вере Мухиной торжественно поручили изготовить памятник Петру Ильичу Чайковскому. 

 во дворе Московской консерватории (1954)

В итоге на памятнике Чайковский сидит за пюпитром и готовится записать музыкальную фразу, левой рукой по-дирижерски отсчитывая ритм. А вокруг памятника установлена решетка с шестью фрагментами произведений Петра Ильича: оперы «Евгений Онегин», балета «Лебединое озеро», Шестой симфонии, Первого концерта, Скрипичного концерта и романса «День ли царит…».

Как пишет «Фонтанка», во второй тур конкурса на проект памятника Петру Чайковскому, который установят на площади перед концертным залом Мариинского театра на улице Писарева, прошли пять работ.     

Победитель конкурса на проект памятника Петру Чайковскому будет определен в апреле 2020 года — по завершении второго этапа. 

В 2020 году будет отмечаться круглая дата — 180-лет со дня рождения русского композитора, педагога, дирижера и музыкального критика Петра Ильича Чайковского. Его наследие охватывает множество жанров — Чайковский создал 10 опер, 3 балета, 7 симфоний, 104 романса, ряд программных симфонических произведений, концерты и камерно-инструментальные ансамбли, хоровые сочинения, кантаты, фортепианные миниатюры и фортепианные циклы. Родившись в Витязевской губернии, композитор многие годы прожил в Петербурге, где скончался в возрасте 53 лет и был похоронен в Некрополе мастеров искусств Александро-Невской лавры.

 

Бюст П.И.Чайковского. Открыт 14 мая 1990 г. Установлен в Таврическом саду (Потемкинская ул., 6). Скульптор Борис Алексеевич Пленкин, архитектор Жан Матвеевич Вержбицкий. Бронза, гранит. Высота бюста 120 см. Высота постамента 200 см. На лицевой стороне постамента надпись: «Петру Ильичу Чайковскому 1990».

 

Памятник Чайковскому в Клину

Памятник Чайковскому в Воткинске (1973 г.)

 

 

Могила Чайковского в Александро-Невской лавре

 

 

Сочинения.

 

ОПЕРЫ

«Воевода» (1868) «Ундина» (1869) «Опричник» (1872)
«Кузнец Вакула» (1874), 2-я ред. — «Черевички» (1885)
«Евгений Онегин» (1878)
«Орлеанская дева» (1879)
«Мазепа» (1883)
«Чародейка» (1887)
«
Пиковая дама» (1890)
«Иоланта» (1891)

БАЛЕТЫ
«
Лебединое озеро» (1876) 
«Спящая красавица» (1889)
«
Щелкунчик» (1892)

 

СИМФОНИЧЕСКИЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ
Первая симфония «Зимние грезы» (1866)
Вторая симфония (1872, ок. ред. — 1879)
Третья симфония (1875)
Четвертая симфония (1877)
«Манфред» (1885)
Пятая симфония (1888)
Шестая симфония — «Патетическая» (1893)

УВЕРТЮРЫ-ФАНТАЗИИ
«Ромео и Джульетта» (1869, 2-я ред. — 1870, 3-я ред. — 1880) «Гамлет» (1888)

ФАНТАЗИИ
«Фатум» (1868) «Буря» (1873)
«Франческа да Римини» (1876)

 

 

4 кантаты, в т. ч. "Москва" (1883);

7 симфоний, в т.ч. "Манфред" (1885);

5 сюит; поэма "Фатум" (1868);

увертюры-фантазии "Ромео и Джульетта" (1869, нов. ред. 1870, 1880), "Гамлет" (1888); фантазии "Буря" (1873), "Франческа да Римини" (1876), "Итальянское каприччио" (1880); баллада "Воевода" (1891);

5 увертюр, в т. ч. "1812 год";

3 марша для оркестра, в т. ч. Славянский марш (1876);

Серенада для струнного оркестра (1880);

3 концерта;

Концертная фантазия (1884); "Меланхолическая серенада" (1875); Вальс-скерцо (1877) для скрипки с оркестром; Вариации на тему с рококо (1876); Пеццо-каприччиозо (1887) для виолончели с оркестром; секстет "Воспоминание о Флоренции" (1892); 3 квартета; фортепьянное трио "Памяти великого художника" (1882); 106 пьес для фортепьяно, в т. ч. 2 сонаты; Детский альбом (1878); "Думка" (1886); 12 характеристических картин "Времена года" (1876); Сентиментальный вальс (1882);

104 романса, в т. ч. "Нет, только тот, кто знал", "Забыть так скоро", "Хотел бы в единое слово", "Страшная минута", "Серенада Дон-Жуана", "То было раннею весной", "Средь шумного бала", "Кабы знала я", "День ли царит", "Благославляю вас, леса", "Ночи безумные", "Растворил я окно";

музыка к спектаклям, в т. ч. к "Снегурочке" Островского (1873) и др.;

книга "Руководство к практическому изучению гармонии" (1871), статьи.

Copyrigcht © 2013 Music Passion