^Back To Top

logo

     «Я русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды»

    Эти слова принадлежат С. Рахманинову — великому композитору, гениальному пианисту и дирижеру.   

·Всемирный биографический энциклопедический словарь 

РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич  1873—1943), композитор, пианист, дирижёр. Ученик Н. С. Зверева, А. И. Зилоти, А. С. Аренского, С. И. Танеева. В 1897—98 дирижёр Московской частной русской оперы С. И. Мамонтова, в 1904—06 — Большого театра. Концертировал как пианист и дирижёр. С декабря 1917 за рубежом, с 1918 в США. Величайший пианист мира; феноменальная техника, виртуозное владение инструментом были подчинены высокой одухотворённости. Один из крупнейших композиторов XX в. В его творчестве с особой силой воплощена тема России, романтический пафос сочетается с лирико-созерцательными настроениями, мелодическое богатство, широта и свобода дыхания — с ритмической энергией. 4 концерта (1891, 2-я ред. 1917; 1901, 1909, 1926, 3-я ред. 1941), «Рапсодия на тему Паганини» (1934) для фортепиано с оркестром, прелюдии, этюды-картины для фортепиано, 3 симфонии (1895—1936), фантазия «Утёс» (1893), поэма «Остров мёртвых» (1909), «Симфонические танцы» (1940) для оркестра, кантата «Весна» (1902), поэма «Колокола» (1913) для хора и оркестра, оперы «Алеко» (1892), «Скупой рыцарь», «Франческа да Римини» (обе 1904), камерно-инструментальная музыка (элегическое трио — Памяти великого художника, 1893), романсы и др. Особое место в творчестве Рахманинова занимают церковные сочинения — Литургия Святого Иоанна Златоуста (1910),         Всенощное бдение (памяти С. В. Смоленского, 1915).

· Энциклопедия "Москва"


РАХМАНИНОВ Сергей Васильевич (1873, усадьба Семёново Старорусского уезда Новгородской губернии — 1943, Беверли-Хиллс, Калифорния, США), композитор, пианист, дирижёр. 
Феноменально одарённый музыкант, прославился как «пианист века». Автор трёх опер, трёх симфоний, «Симфонических танцев» для оркестра, четырёх концертов и «Рапсодии на тему Паганини» для фортепьяно с оркестром, многих фортепианных произведений, романсов. 
Потомственный дворянин; родоначальник — Василий Иванович Рахманин, внук молдавского господаря Стефана III Великого, племянник Елены Волошанки — невестки московского князя Ивана III, жены Ивана Молодого. Рахманинов родился в семье отставного офицера, многие члены которой были музыкально одарены. Дед Рахманинова — Аркадий Александрович (1808—81), военный, был известным в середине XIX в. пианистом, автором салонных романсов; приезжал в Москву для участия в частных концертах. 

Рахманинов провёл детство в имении Онег Новгородской губернии, музыкой занимался с 4 лет. С 1882 учился в Петербургской консерватории как пианист. В 1885 по совету двоюродного брата (племянника отца), пианиста и дирижёра А.И. Зилоти, был переведён в Московскую консерваторию в класс фортепьяно Н.С. Зверева, который взял Рахманинова в ученики и воспитанники на полное обеспечение. В доме Зверева и в консерватории Рахманинов встречался с А.Г. Рубинштейном, пианистический стиль которого считал эталонным, с П.И. Чайковским, под влиянием которого начал сочинять и который поддерживал его вплоть до своей кончины (1893). В 1888 Рахманинов перешёл в класс фортепьяно Зилоти, начал посещать уроки А.С. Аренского и (с 1889) С.И. Танеева по классу специальной теории музыки для композиторов. Одновременно давал частные уроки, с осени 1890 преподавал теорию музыки в Русском хоровом обществе.

В 1891 окончил консерваторию как пианист (диплом получил в 1892). 17 марта 1892 в ученическом концерте сыграл 1-ю часть своего 1-го концерта (под управлением В. И. Сафонова). Дипломная работа к окончанию консерватории по классу композиции — одноактная опера «Алеко» (по «Цыганам» А.С. Пушкина) сразу после её представления к экзамену была напечатана и поставлена в Большом театре 27 апреля 1893.

26 сентября 1892 на «Электрической выставке» на Садовой улице (близ Триумфальных ворот) Рахманинов впервые публично сыграл свою прелюдию до-диез минор, впоследствии наиболее знаменитую из его фортепианных пьес. На кончину Чайковского Рахманинов написал Элегическое трио «Памяти великого художника», которое было исполнено 31 января 1894 в Малом зале Благородного собрания автором, скрипачом Ю.Э. Конюсом и виолончелистом А.А. Брандуковым. В 1894—1901 Рахманинов работал «учителем музыки» в Мариинском училище, в конце 1902 — середине 1906 — в Училище ордена Святой Екатерины и Елизаветинском институте.

С середины 1890-х гг. сочинения Рахманинова стали входить в концертную и учебную практику, он стал кумиром московской публики. Близкими друзьями Рахманинова с конца 1880-х — начала 1890-х гг. были его соученики М. А. Слонов и Ю. Н. Сахновский, семья его тётки (сестры отца) В. А. Сатиной, П. В. и А. А. Лодыженские. 

22 ноября 1895 Рахманинов впервые выступил как дирижёр, исполнив своё «Каприччио на цыганские темы». В 1897 был приглашён С.И. Мамонтовым в его Частную русскую оперу вторым дирижёром, в сезон 1897/98 провёл около 30 спектаклей, дебютировав 12 октября оперой К. Сен-Санса «Самсон и Далила» (в помещении театра «Эрмитаж»); ряд спектаклей прошёл с участием Ф.И. Шаляпина.

В последующие годы Рахманинов часто выступал с Шаляпиным, аккомпанируя ему на фортепьяно; эти концерты были выдающимися событиями в музыкальной жизни Москвы (Рахманинов посвятил Шаляпину пять романсов, в том числе «Судьба»; их дружба продолжалась и в годы эмиграции). 27 октября 1901 Рахманинов с оркестром под управлением Зилоти исполнил свой 2-й концерт, посвящённый лечившему его доктору-гипнотизёру Н.В. Далю. В 1904 Рахманинов был приглашён дирижёром в Большой театр, где в течение двух сезонов провёл 91 спектакль (было исполнено 11 опер), в том числе свои оперы «Алеко», «Скупой рыцарь» и «Франческа да Римини» (премьера двух последних состоялась 11 января 1906). В спектаклях принимали участие Шаляпин, А.В. Нежданова, Н. В. Салина, Г. А. Бакланов. 2 февраля 1908 в Большом зале Московской консерватории Рахманинов продирижировал своей 2-й симфонией, посвящённой Танееву, 4 апреля 1910 впервые в России играл свой 3-й концерт (под управлением Е. Е. Плотникова).


В 1909—12 принимал участие в деятельности Российского музыкального издательства С.А. Кусевицкого, был вице-президентом Императорского Русского музыкального общества. В 1912—14 дирижёр симфонических концертов Московского филармонического общества, в котором на протяжении многих лет исполнялись все новые произведения Рахманинова. В 1910-х гг. Рахманинов обращался к духовной музыке, создав Литургию Св. Иоанна Златоуста, впервые исполненную 25 ноября 1910 Синодальным хором под управлением Н.М. Данилина, и величайшее из своих творений — Всенощное бдение (посвящённое памяти С.В. Смоленского), исполненное тем же составом 10 марта 1915 в Большом зале Благородного собрания. Впечатление от этого сочинения было настолько велико, что оно было повторено в течение месяца четыре раза (сбор от двух концертов был передан в пользу жертв войны). В феврале 1914 под управлением автора состоялась московская премьера «Колоколов» — симфонической поэмы с солистами и хором (по поэме Э. По, в переводе К.Д. Бальмонта). 25 января 1916 А.В. Нежданова с исключительным успехом исполнила посвящённый ей «Вокализ» — один из шедевров творчества Рахманинова (в симфоническом концерте под управлением Кусевицкого в театре К. Н. Незлобина).


Во время первой мировой войны Рахманинов часто проводил благотворительные выступления; в сезоне 1916/17 он жертвовал 50% сбора от концертов (в России их состоялось 38), например, от сольного авторского концерта 26 февраля 1917 в помещении «Оперы С. И. Зимина» в пользу Союза русских городов для больных и раненых. Концерт в Большом театре 25 марта 1917, данный Рахманиновым в пользу русской армии, оказался его последним выступлением в Москве; Рахманинов сыграл три фортепианных концерта: Ф. Листа, 1-й концерт Чайковского и свой 2-й концерт с оркестром под управлением Э. Купера. Последняя в России работа Рахманинова-композитора — вторая редакция его 1-го концерта завершена 10 ноября 1917.


В конце ноября 1917 Рахманинов уехал из Москвы, 24 декабря с семьёй прибыл в Стокгольм, в конце 1918 — в США, где концертировал почти без перерыва 25 лет. 

В Москве жил: в 1885—89 у Зверева в Ружейном переулке в доме Собкевича (близ Смоленского рынка), с зимы 1889 до осени 1892 (с перерывом) у В. А. Сатиной в Малом Лёвшинском переулке, с осени 1893 по 1900 у неё же в Серебряном переулке в доме Погожевой на Арбате (дом не сохранился), в 1893—94, а также с осени 1902 до весны 1905 на улице Воздвиженке, 11 в доме Фаста (напротив особняка Морозова; дом снесён в 1980-х гг.), в 1905—17 в доме 1-й женской гимназии на Страстном бульваре (ныне д. 5; мемориальная доска). Среди других адресов: переулок Сивцев Вражек, 15 (зима 1890—91; дом не сохранился); улица Воздвиженка, 13 — дом Арманд (зима 1892/93; дом не сохранился), Леонтьевский переулок — дом Катыка (зима 1901/02). 




Именем Рахманинова назван зал в здании Московской консерватории (бывший зал Синодального училища церковного пения). С начала 1990-х гг. в Москве проводится Международный конкурс музыкантов-исполнителей имени Рахманинова.

Copyrigcht © 2013 Music Passion