^Back To Top

logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 

Примером  героической защиты  Отечества в русском  музыкальном искусстве  является   опера  М.И.Глинки  «Жизнь за царя» («Иван  Сусанин»). 

 

 

Вспомните,  насколько  распевна    мелодия арии Сусанина  «Ты  взойдёшь,  моя заря».

Ариявокальный сольный номер  в опере, в музыке которой  раскрывается   портрет  главного героя.

 

Вопросы для закрепления:

1. Какие средства выразительности  сближают мелодию арии с народной песней?

2. Какие черты эмоционального состояния передаёт музыка арии?   (выбери нужноеспокойствие, боязливость, уверенность в своих действиях, мужество, ярость, бурная радость)

3. Как это отражает музыка?  

 

 

Заключительный  хор  «Славься»    оперы  "Иван Сусанин" по характеру  звучания  напоминает гимн – звучит торжественно, апофеозно. Поэтому  эта музыка и в наши дни исполняется на торжественных церемониях, военных праздниках. Обрати внимание на мелодию хора: она, несмотря на быстрый темп, распевна. Здесь опять обнаруживается   глубокая связь композиторской музыки с народной.

 

 

                     посмотреть видеофрагмент                                                                                                             

 

 

Славься ты, славься,  Русь  моя!                                        

Славься  ты,  русская  наша  земля!

Да будет во веки веков  сильна

Любимая  наша  родная   страна.

 

Славься ты  славься  из  рода  в  род,

Славься  великий  наш  русский народ!

Врагов  посягнувших  на край  родной

Рази  беспощадной могучей  рукой!

 

 

А вот как эта сцена исполняется в наши дни (видеофрагмент. Красная площадь. День России)

 

Вопрос:    Какими средствами выразительности композитор добился   яркости, грандиозности  звучания музыки? (жанр песенный, танцевальный или маршевый; какие инструменты оркестра преобладают; использование какого инструмента создают особо торжественный колорит; каково соотношение хора и оркестра в общей партитуре - используется какая-то часть хора и оркестра или весь состав одновременно)

 

 

 

                                                                      

                                                                                                                           Памятник М.И.Глинке  около петербургской  Консерватории

 

 

 

 

 

 


 

 

 

Богатырские образы  прослеживаются   в     симфония  №  2    русского композитора  второй половины 19 века  Александра Порфирьевича Бородина.  Свою симфонию композитор так и назвал:  «Богатырская».

 

Когда  композитор  работал над этой симфонией,  он говорил своим друзьям, что в симфонии хотел  изобразить  собрание  русских  богатырей.

Музыка первой  части основана на двух  темах:

- первая  тема – грозная,  решительная, звучит достаточно тяжело.  Видимо, это образ богатырей, богатырской силы.

- вторая  тема – мягкая,  напевная,  лирическая. Здесь  композитор «рисует» образ родной русской природы.

 

Слушаем 1 часть симфонии "Богатырская"

 

Эта  же  идея – защиты  своего Отечества -  просматривается  и  в картине  Виктора  Васнецова  «Богатыри».

                        

На  переднем  плане  картины  - былинные  герои – Илья Муромец, Добрыня Никитич,  Алёша Попович.  Они на богатырских конях,   облачены в воинские доспехи,  вооружены.   Илья Муромец  вглядывается  вдаль,  нет ли где  поблизости врагов.  У Добрыни  одна рука на мече – он готов в любой момент  ринуться  в бой.  От  этих  героев  так и веет богатырской силой. 

На  заднем  плане  картины  -  русская земля,  их Родина,  которую  они готовы защищать. 

 

Вопросы:  1. Какими музыкальными средствами (характер главной мелодии, использование инструментов оркестра, регистр) передаётся богатырская удаль в музыке Бородина?

                   2. Какими изобразительными средствами передал В.Васнецов в картине "Богатыри" богатырскую силу своих персонажей?

                   3. В какой теме "Богатырской симфонии" А.Бородина изображается картина природы?

                   4. Какую роль играет изображение природы в картине В.Васнецова "Богатыри"? 

 


 

Слушаем  ещё одну пьесу.

   Модест Петрович Мусоргский. «Богатырские ворота» из цикла «Картинки  с выставки».

                                                                                          

 

          Цикл «Картинки с выставки» 

Этот  цикл композитор  сочинил  после посещения им  выставки рисунков  художника  и архитектора Виктора Гартмана.  

В   цикле 10 пьес.  Прообразом  к сочинению музыки  «Богатырские ворота»  послужил  следующий  рисунок  художника:

                                               

Но  ещё  один  образ  использовал  композитор  Мусоргский – это  Золотые  ворота  в Киеве.

                            

Пьеса  начинается  с  яркой, торжественной,  мощно звучащей  музыки,  напоминающей   перезвон  больших колоколов,  будто бы  богатыри  въезжают в  ворота древнего  города.  Вторая  тема – очень тихая, медленная, - напоминает  церковное  песнопение.  На  рисунке  Гартмана  и  на  киевских  воротах   мы видим надвратную  церковь,  поэтому  входя  в подобные  ворота,   действительно  можно  было  услышать ,  как  поёт   церковный  хор.

 

Цикл  «Картинки с выставки» существует  в двух вариантах: для фортепиано, как сочинил  Мусоргский,  и  в переложении для симфонического  оркестра (переложение сделано французским композитором  М.Равелем)

 

Вопросы (ответьте письменно в тетради):

1. На скольких темах построена пьеса "Богатырские ворота" М.Мусоргского?

2. Какие  средства выразительности (жанр музыки, её окраска, способ изложения) придают музыке богатырское звучание? 

3. Какое из повторений богатырской темы (в какой части пьесы - в начале, в середине или в конце)  звучит наиболее мощно и торжественно?

 

 

Copyrigcht © 2013 Music Passion