^Back To Top

logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 

Мелодии  народного  склада  звучат  в кантате С.Прокофьева «Александр Невский».

 

 Сергеевич Прокофьев (1891–1953) — советский композитор, пианист, дирижёр. С 1904 учился в Петербургской консерватории у Н. А. Римского-Корсакова (инструментовка), А. К. Лядова (композиция), Я. Витола (музыкально-теоретические дисциплины), А. Н. Есиповой (фортепиано), Н. Н. Черепнина (дирижирование); окончил её как композитор (1909) и пианист (1914). В годы учёбы в консерватории начал концертную деятельность. В 1918–33 жил за рубежом; с успехом гастролировал в Европе и Америке. 

Музыка Прокофьева — крупнейшего композитора 20 в. — воплощает гармоничное и радостное ощущение жизни, проникнута духом деятельной энергии. Она разнообразна по содержанию, соединяющему в себе эпос и лирику, драматизм и юмор, характеристичность и психологизм. Прочно связанное с традициями прошлого, творчество Прокофьева представляет собой передовое и новаторское явление современной эпохе.

В начале 1938 года крупнейший советский кинорежиссер Сергей Эйзенштейн задумал большой звуковой фильм об Александре Невском. В качестве автора музыки он решил привлечь Прокофьева, с которым был хорошо знаком еще с 20-х годов. «Будучи давнишним поклонником его замечательного режиссерского таланта, я с удовольствием принял предложение», — вспоминал композитор. Вскоре он отправился в свою последнюю заграничную поездку, и в Голливуде специально изучил технику музыкального оформления фильмов, хотя и сам уже не был новичком в этом деле: ранее им была написана музыка к фильму «Поручик Киже».

По возвращении из поездки Прокофьев принялся за работу. Она протекала в самом тесном содружестве с Эйзенштейном. Работа шла двумя путями: либо режиссер показывал композитору законченный кусок отснятой пленки, предоставляя ему самому решать, какова должна быть музыка к нему, либо Прокофьев заранее писал тот или иной музыкальный эпизод, и Эйзенштейн строил зрительный ряд, основываясь на этой музыке.

 

Это творческое содружество было основано на безграничном доверии художников друг к другу. Прокофьев убедился, что прославленный режиссер «оказался очень тонким музыкантом», Эйзенштейна же поражала способность Прокофьева мгновенно заражаться зрительным впечатлением и передавать в музыке сущность художественного образа, запечатленного на пленке.

 

Кантата  "Александр Невский" состоит из семи частей, — «Русь под игом монгольским», «Песня об Александре Невском», «Крестоносцы во Пскове», «Вставайте, люди русские», «Ледовое побоище», «Мертвое поле» и «Въезд Александра во Псков», — вобрала в себя все лучшее, что было в киномузыке. 17 мая 1939 года прошла ее премьера в Большом зале Московской консерватории.

 

  Кантата – концертное произведение для хора, солистов и оркестра, состоящее из нескольких взаимосвязанных    частей.

 

 

Шестая часть, — «Мертвое поле», — единственная в кантате сольная ария.

  • Слушаем: «Мёртвое  поле» («Я пойду  по полю белому») - VI часть кантаты.  Исполняет  низкий женский голос -  контральто.

 

 Лирическое пение солирующего женского голоса в сопровождении почти одних струнных звучит с особой трогательностью после грандиозной сцены битвы. «Мёртвое поле» – один из лучших номеров кантаты. Это скорбь Родины о погибших, воплощенная в символическом образе невесты, оплакивающей «славных соколов, женихов своих, добрых молодцев». Естественно, что скорбную мелодию песни Прокофьев основывает на интонациях народных плачей, что особенно подчеркнуто в оркестровом вступлении.  

 

 Я пойду по полю белому, 

Полечу по полю смертному,

Поищу я славных соколов,

Женихов моих, добрых молодцев.

Кто лежит, мечами порубленный,

Кто лежит, стрелою пораненный,

Напоили они кровью алою

Землю честную, землю русскую.

Кто погиб за Русь смертью доброю,

Поцелую того в очи мертвые,

А тому молодцу, что остался жить,

Буду верной женой, милой ладою.

Не возьму в мужья красивого, -

Красота земная кончится.

А пойду я за храброго.

Отзовитеся, ясны соколы!

 

Задание (выполните письменно в тетради):  перечислите,  какие черты этой музыки Сергея Прокофьева сближают её с народной песней?

 

    А теперь посмотрите фрагмент из кинофильма "Александр Невский", где за кадром звучит эта музыка.

 

 

      

 

Вопросы для проверки:

1. Сергей Прокофьев - композитор какого времени?

2. Назовите известнейшее произведение С.Прокофьева на исторический сюжет о событиях борьбы русского воинства против монголо-татар и шведских рыцарей крестоносцев.

3. Дайте определение жанру "кантата".

4. Когда была создана кантата "Александр Невский"?

5. Какую свою музыку использовал С.Прокофьев, создавая кантату "Александр Невский"?

6. каково содержание VI  части кантаты "Мёртвое поле"?

7. Какая мелодика использована автором в этой части?

8. Вспомните, какие ещё части кантаты имеют песенный склад.

 

Copyrigcht © 2013 Music Passion