^Back To Top

logo

 

«...Там, над обломками эпох,
с улыбкой на губах,
ведут беседу Бах и Бог,
седые – Бог и Бах».
                                     (Г. Семёнов)

)

 

                  Одно из  самых известных  органных произведений И.С.Баха  -

            «Токката и фуга  ре минор» 

              Токката и фуга ре минор (видео 1, видео 2)

           И.С.Бах  «Шутка из сюиты №2» для струнного оркестра и флейты

         И.С.Бах Бранденбургские концерты

         И.С.Бах Фуга до минор из ХТК 

         И.С.Бах Хоральные прелюдии (орган)

         И.С.Бах Пассакалия до минор (орган)

 

 

 Названия взяты из начальных слов культовых молитв. Религиозный текст всегда был неизменным и исполнялся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке. Позднее торжественные мессы стали писать и с оркестровым звучанием. Католическая месса всегда отличалась большей помпезностью и красочностью даже для церковного исполнения, не говоря о сценическом. В сравнении с ней православное обрядовое служение более скромно, внешние эффекты активно порицались церковниками, и даже произведения, предназначенные для сцены, а также писали П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.И. Танеев и многие другие взывают к внутреннему голосу души человека. Тогда как католическая месса прославляет величие и торжество Абсолютного бога. Эти особенности заметны и в музыке.

 

Баховский подход к переосмыслению мессы существенно отличается от традиционного для того времени. Главным образом, содержанием. В его произведении царит глубокое философское размышление, своего рода монолог и обращение к Богу от лица смертного. Это не молитва в ее классическом понимании, идейная концепция подобного обращения намного глубже. Слова канонического текста здесь, скорее, помогают «говорить» на уместном языке. Но драматургия выстраивается по всем законам драмы – здесь есть конфликт, противопоставление, много контрастов, образы грусти, смирения, ликования и ярости, гнева целостные и законченные.

 

Первая часть Высокой мессы носит название «Kyrie» («Господи»). 

Эта часть написана всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу! 

Начальные возгласы оркестра и хора вводят в область сосредоточенных душевных состояний, исключающих радостные чувства. Мощное форте словно вопль, взывающий о прощении. Это коллективное покаяние всего рода человеческого, символизируемого хором. Разделенная на 3 части молитва «Господи, помилуй» в центре имеет контрастный светлый стих «Christe eleison» (Христос, помилуй).

     Далее оркестровое вступление со вздохами, с тревогой в интонациях инструментов готовит слушателя к скорбному содержанию произведения. Вслед за оркестровой прелюдией развертывается мелодия колоссальной хоровой фуги. Она захватывает своим все нарастающим движением. Скорбь в порывистом, непрерывающемся действии. И в скорби сложны и противоречивы чувства человеческие.  Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм.

Снова соло оркестра; затем тихие мужские голоса придают скорби очень душевно емкий колорит, давая как бы предвестия грядущих переживаний. До финала фуга сохраняет характер непреодолимого движения.

            Слушаем:    И.-С. Бах - Месса си минор - Kyrie eleison (№1)

 

"Gloria in excelsis Deo" (Слава в вышних Богу), или "Глория" — древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы латинского обряда и англиканской  литургии.

 Назван по первым словам. Первый стих гимна — «Слава в вышних Богу и на земле мир людям благоволения» — представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. По этой причине Глорию (в католической традиции) называют "ангельским гимном".  

 

            Слушаем:  И.-С. Бах - Месса си минор  - Gloria in excelsis Deo (№4)       

                     

 Agnus Dei - это латинское имя, под которым « Агнец Божий » почитается в римско-католической мессе и, соответственно, в других христианских литургиях, происходящих от латинской традиции

Использование титула «Агнец Божий» в литургии основано на Иоанна 1:29, в котором святой Иоанн

Креститель, увидев Иисуса, провозглашает: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира! ".

Полный текст молитвы: Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis — "Агнец божий, ты, грех мира на себя принявший, помилуй нас".

Agnus Dei   И.С.Баха — проникновенная ария альта с гибкой мелодией, сопровождаемая выразительным пением скрипок.    

                         

            Слушаем:  И.-С. Бах - Месса cи минор - Agnus Dei (№23)

 

Впервые полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден.

 

Вопросы для повторения (выполнить письменно в тетради):

1. Иоганн Себастьян Бах - композитор какой страны и какого времени?

2. Какой способ изложения музыки (полифонический или гомофонно-гармонический) характерен для сочинений И.С.Баха?   Выберите нужное слово и запишите его определение. 

3. Каков образный строй главной темы Первой части "Высокой мессы" - "Kyrie eleison"?

4. На интонациях какого характера построена Четвёртая часть "Высокой мессы" - "Gloria"?

5. Для какого солирующего голоса написан предпоследний номер "Высокой мессы" - "Agnus Dei"?

Copyrigcht © 2013 Music Passion