^Back To Top
«...Там, над обломками эпох,
с улыбкой на губах,
ведут беседу Бах и Бог,
седые – Бог и Бах».
(Г. Семёнов)
)
Одно из самых известных органных произведений И.С.Баха -
Токката и фуга ре минор (видео 1, видео 2)
И.С.Бах «Шутка из сюиты №2» для струнного оркестра и флейты
И.С.Бах Бранденбургские концерты
И.С.Бах Хоральные прелюдии (орган)
И.С.Бах Пассакалия до минор (орган)
Названия взяты из начальных слов культовых молитв. Религиозный текст всегда был неизменным и исполнялся хором и солистами в сопровождении органа на латинском языке. Позднее торжественные мессы стали писать и с оркестровым звучанием. Католическая месса всегда отличалась большей помпезностью и красочностью даже для церковного исполнения, не говоря о сценическом. В сравнении с ней православное обрядовое служение более скромно, внешние эффекты активно порицались церковниками, и даже произведения, предназначенные для сцены, а также писали П.И. Чайковский, С.В. Рахманинов, С.И. Танеев и многие другие взывают к внутреннему голосу души человека. Тогда как католическая месса прославляет величие и торжество Абсолютного бога. Эти особенности заметны и в музыке.
Баховский подход к переосмыслению мессы существенно отличается от традиционного для того времени. Главным образом, содержанием. В его произведении царит глубокое философское размышление, своего рода монолог и обращение к Богу от лица смертного. Это не молитва в ее классическом понимании, идейная концепция подобного обращения намного глубже. Слова канонического текста здесь, скорее, помогают «говорить» на уместном языке. Но драматургия выстраивается по всем законам драмы – здесь есть конфликт, противопоставление, много контрастов, образы грусти, смирения, ликования и ярости, гнева целостные и законченные.
Первая часть Высокой мессы носит название «Kyrie» («Господи»).
Эта часть написана всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу!
Начальные возгласы оркестра и хора вводят в область сосредоточенных душевных состояний, исключающих радостные чувства. Мощное форте словно вопль, взывающий о прощении. Это коллективное покаяние всего рода человеческого, символизируемого хором. Разделенная на 3 части молитва «Господи, помилуй» в центре имеет контрастный светлый стих «Christe eleison» (Христос, помилуй).
Далее оркестровое вступление со вздохами, с тревогой в интонациях инструментов готовит слушателя к скорбному содержанию произведения. Вслед за оркестровой прелюдией развертывается мелодия колоссальной хоровой фуги. Она захватывает своим все нарастающим движением. Скорбь в порывистом, непрерывающемся действии. И в скорби сложны и противоречивы чувства человеческие. Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм.
Снова соло оркестра; затем тихие мужские голоса придают скорби очень душевно емкий колорит, давая как бы предвестия грядущих переживаний. До финала фуга сохраняет характер непреодолимого движения.
Слушаем: И.-С. Бах - Месса си минор - Kyrie eleison (№1)
"Gloria in excelsis Deo" (Слава в вышних Богу), или "Глория" — древний христианский богослужебный гимн, входящий в состав католической мессы латинского обряда и англиканской литургии.
Назван по первым словам. Первый стих гимна — «Слава в вышних Богу и на земле мир людям благоволения» — представляет собой ангельскую песню, прозвучавшую во время поклонения пастухов и приведённую во второй главе Евангелия от Луки. По этой причине Глорию (в католической традиции) называют "ангельским гимном".
Слушаем: И.-С. Бах - Месса си минор - Gloria in excelsis Deo (№4)
Agnus Dei - это латинское имя, под которым « Агнец Божий » почитается в римско-католической мессе и, соответственно, в других христианских литургиях, происходящих от латинской традиции.
Использование титула «Агнец Божий» в литургии основано на Иоанна 1:29, в котором святой Иоанн
Креститель, увидев Иисуса, провозглашает: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира! ".
Полный текст молитвы: Agnus Dei qui tollis peccata mundi, miserere nobis — "Агнец божий, ты, грех мира на себя принявший, помилуй нас".
Agnus Dei И.С.Баха — проникновенная ария альта с гибкой мелодией, сопровождаемая выразительным пением скрипок.
Слушаем: И.-С. Бах - Месса cи минор - Agnus Dei (№23)
Впервые полностью это величественное творение было исполнено спустя более века после его сочинения. Си-минорная месса так и не вошла в церковный обиход, в полном своем виде она исполнялась и исполняется ныне только как концертное произведение. Уровень современного исполнения мессы столь высок, что кажется воистину немыслимым, чтобы она могла быть поставлена во времена Баха в храме даже такого музыкального города, как Дрезден.
Вопросы для повторения (выполнить письменно в тетради):
1. Иоганн Себастьян Бах - композитор какой страны и какого времени?
2. Какой способ изложения музыки (полифонический или гомофонно-гармонический) характерен для сочинений И.С.Баха? Выберите нужное слово и запишите его определение.
3. Каков образный строй главной темы Первой части "Высокой мессы" - "Kyrie eleison"?
4. На интонациях какого характера построена Четвёртая часть "Высокой мессы" - "Gloria"?
5. Для какого солирующего голоса написан предпоследний номер "Высокой мессы" - "Agnus Dei"?