^Back To Top

logo

«Лунная соната» (соната для фортепиано № 14 до-диез минор) — одно из самых известных произведений музыкальной классики, сочинение немецкого композитора Людвига ван Бетховена; время создания 1800—1801 гг.

На самом деле название «Лунная соната» не авторское.

Сам Бетховен определил своё творение «сонатой в духе фантазии». А Лунную сонату придумал в 1832 году, уже после кончины Бетховена, к первой части сонаты Adagio sostenuto немецкий музыкальный критик Людвиг Рельштаб; однако это название настолько прижилось ко всему произведению, что бетховенскую сонату № 14 опус 27 № 2 стали так называть и именно под таким названием она получила мировую известность.

 

И это при том, что многие музыковеды считают название Лунная соната совершенно негодным для этой музыки Бетховена. 

Но именно это — с точки зрения многих, неправильное — название стало официальным.

«Лунная соната» — четырнадцатая в ряду фортепианных сонат Бетховена (всего он написал тридцать две сонаты для фортепиано).

 

История создания этого выдающегося музыкального произведения трагична и связана с неразделенной любовью композитора.    

                           

Его любовью стала 16-летняя графиня Джульетта Гвиччарди, прибывшая из Италии в Вену в конце 1800 года и начавшая брать уроки музыки у Бетховена вместе со своими кузинами Брунсвик.

30-летний молодой музыкант мечтал о женитьбе. Лето 1801 года, проведенное Бетховеном в имении Брунсвик вместе с Джульеттой, было одним из самых счастливых в его жизни: он любил и был любим. Денег за свои уроки с любимой он не брал, а она в свою очередь расшивала его рубашки. Всё дышало счастьем.

И он самозабвенно сочинял музыку для своей возлюбленной.

А через несколько месяцев Джульетта Гвиччарди вышла замуж за другого, ее избранником оказался музыкант граф Роберт Галленберг. Бетховен тяжело переживал эту измену. Кроме того у гениального композитора в это же время все больше развивалась глухота; глухота — это страшно, но еще страшнее она для музыканта. Его мучил постоянный шум в ушах, а отдельные звуки он разбирал всё хуже и хуже. Бетховен вынужден был скрывать этот недуг — чтобы не потерять работу.

В начале 1802 года соната с посвящением графине Гвиччарди была готова и опубликована в Бонне.

 

 Людвиг пытается забыть о своей любви и встречаться с другими женщинами. Но личная жизнь музыкального гения не складывается. После смерти Бетховена в ящике его письменного стола была найдена миниатюра Джульетты Гвиччарди и письмо его «бессмертной возлюбленной». Видимо, чувство к ней так и не угасло в сердце композитора. Как не угасает теперь во всех нас удивление и восторг от прекрасного произведения, которое появилось благодаря этой невероятной истории любви. Лунная соната в разное время звучит в сердце каждого из нас. 

 

Соната состоит из трех частей: 1. Adagio sostenuto; 2. Allegretto; 3. Presto agitato.

Это произведение, полное тоски и боли, завершившими чудесные счастливые дни. Тут и страдания любви и предательства, тут и отчаяние в связи с болезнью — глухотой. Всё собрано вместе, в один музыкальный отчаянный и безысходный плач.

 

Выдающийся русский музыкальный критик А. Н. Серов сказал об этом произведении: «Памятник любви, который он хотел создать этою сонатою, очень естественно обратился в мавзолей. Для такого человека, как Бетховен, любовь не могла быть ничем другим, как надеждою загробною и скорбью, душевным трауром здесь на земле».

 

Исполнительская судьба этого произведения великая, соната звучала в исполнении самых выдающихся музыкантов мира.

  • Гитарист Марсель Робинсон сделал переложение произведения для гитары.
  • Выдающийся американский музыкант Гленн Миллер аранжировал «Лунную сонату» для джаз-оркестра (не путать с его же «Лунной серенадой»).
  • Скульптор Пауль Блох в 1995 году изваял мраморную скульптуру, которую назвал «Лунная соната» — так он воплотил это музыкальное произведение в мраморе.
  • Художник Ральф Харрис Хаустон написал картину, которую назвал «Лунная соната».

                                (НАЙДИТЕ   ЭТИ  ПРОИЗВЕДЕНИЯ  В  ИНТЕРНЕТЕ)

Название сонаты стало хрестоматийным и используется и в бижутерии, и в кулинарии — да и где только ни используется: во всём, что не имеет никакого отношения к одному из самых великих произведений классической музыки.

 

Соната №14,  часть 1.

Соната №14,  часть 2.

Соната №14, часть 3.

 

 

 

 

Copyrigcht © 2013 Music Passion