^Back To Top

logo

Одним из распространённых жанров камерной музыки является  соната.  Это циклическое произведение, состоящее из трёх или четырёх частей, предназначенное  для одного или двух инструментов.

Жанр сонаты связан с формированием  сонатно-симфонического цикла, в создание которого внесли  свой вклад  композиторы-классики – И.Гайдн, В.Моцарт, Л.Бетховен.            

Части данного цикла  располагаются по принципу контраста: первая часть обычно быстрая (сонатное аллегро), вторая – медленная (адажио), третья – снова подвижная (менуэт или скерцо), четвёртая – финал -  снова быстрая (сонатное аллегро).

 

Первая часть сонаты, наиболее острая и напряжённая, обычно написана в сонатной форме (форме сонатного аллегро). Именно эта форма наилучшим образом раскрывает драматическое содержание на основе  взаимодействия музыкальных тем и художественных образов.  Темы- главная и побочная – либо противопоставляются друг другу, либо дополняют одна другую.

Развитие  музыки в сонатной форме можно сравнить с действием в драматической пьесе. Начало пьесы – знакомство с её героями – это завязка. Далее действие развивается, обостряется и достигает вершины – кульминации. Затем наступает развязка, счастливая или трагическая.

 

Так  и сонатная форма состоит из трёх разделов: экспозиции (знакомство с основными темами), разработки (развитии этих тем) и репризы (повторение тем экспозиции, но с некоторыми изменениями).   Особенности такого развития можно услышать не только в инструментальных сонатах, но и в симфонических увертюрах  и таких многочастных сочинениях, как концерт и симфония.

Теперь перейдите по ссылке на другую страницу, внимательно изучите материал о венских композиторах-классиках, посмотрите видеофрагмент о творчестве этих композиторов  и письменно ответьте на ряд предложенных вопросов

https://stepik.org/lesson/327943/step/1?unit=311240

 

 Соната № 8 «Патетическая» Л.Бетховена.

Людвиг Бетховен (1770-1826) – великий представитель классического направления в музыке. Представитель венской классической школы, Бетховен вслед за И. Гайдном и Вольфгангом Моцартом разрабатывал формы классической музыки, позволяющие отразить разнообразные явления действительности в их развитии. Сонатно-симфонический цикл был Бетховеном расширен, наполнен новым драматическим содержанием. В то же время для его творчества характерны черты романтизма, свойственные музыке XIX века.

Музыка Бетховена  воплощает образ трибуна, мыслителя, героической личности, которой не чужды и лирические  настроения. В фортепианных сонатах Бетховена предстаёт вся жизнь человека, со всеми его душевными переживаниями, страстями, конфликтами, которые нашли отражение в процессе развёртывания музыкальных тем, в борьбе идей, выраженных в звуках.

Бетховен начинал свой творческий путь как новатор и преобразователь пианизма. Он был не только великий композитор, но гениальный исполнитель и непревзойдённый импровизатор. В своё творчество он внёс новые неожиданные изменения, которые с трудом принимались его современниками: это значительное обогащение стиля, расширение границ пианизма. Новые средства выразительности Бетховен черпал из собственных технических возможностей. 

 

Людвиг ван Бетховен, великий немецкий композитор эпохи классицизма и романтизма, оставил неизгладимый след в истории фортепианной музыки. Его творчество выделяется рядом главных достоинств и инноваций:

1.    Эмоциональная Глубина: Бетховен прославился своей способностью выражать глубокие эмоции через фортепиано. Его произведения обладают эмоциональной интенсивностью, отражая широкий диапазон чувств, от героического величия до глубокой меланхолии.

2.    Новаторство в Структуре и Форме: Бетховен существенно изменял традиционные формы, такие как соната и вариации, вводя в них неожиданные ходы и структурные эксперименты. Его композиции отличаются сложными формами, что расширяло границы фортепианной музыки.

3.    Техническая Сложность: Бетховен представил новые технические вызовы для пианистов своими произведениями. Это включает в себя сложные полифонические структуры, широкий диапазон и высокий уровень виртуозности, что требует от исполнителей выдающихся навыков.

4.    Инновации в Использовании Динамики и Темпа: Бетховен был одним из первых композиторов, активно экспериментировавших с динамикой и темпом. Он широко использовал динамические контрасты, внедрял новые инструкции для исполнителей, что придавало его музыке драматичность и выразительность.

5.    Личный Стиль и Индивидуальность: Бетховен проявил выдающуюся индивидуальность и оригинальность в своем творчестве. Его музыкальный почерк легко узнаваем, и он стал примером для многих композиторов, стремившихся выразить свою уникальность.

Все эти качества сделали творчество Бетховена ключевым фактором в развитии фортепианной музыки, а сам он стал не только новатором, но и фундаментальной фигурой в истории классической музыки.

 

"Патетическая" соната (Соната для фортепиано No. 8 в до миноре, Op. 13) Людвига ван Бетховена, написанная в 1798–1799 годах, является одной из его наиболее известных и влиятельных композиций. Состоящая из трех частей, она отражает богатство эмоций и техническую сложность, характерные для стиля Бетховена.

 

Название сонаты «Патетическая» принадлежит самому композитору.  Патетический – значит страстный, взволнованный, полный воодушевления, подъёма.

часть - Grave - Allegro di molto e con brio: 

o   Характер: Серьезный и торжественный. Название "Патетическая" отражает глубокие чувства и драматизм этой части.

o   Описание: Вступление начинается медленно и грозно, затем следует быстрое, энергичное Allegro di molto e con brio. Мощные аккорды и динамические контрасты придают этой части эпическое звучание. Тема выражает страсть и напряжение.

     II часть - Adagio cantabile:

o   Характер: Нежный и лирический.

o   Описание: Эта часть противопоставляется первой своей медленной темповой характеристикой. Она представляет собой красивую и возвышенную мелодию, которая пронизана глубоким чувством. Adagio cantabile создаёт атмосферу спокойствия и красоты.

III часть - Rondo: Allegro:

o   Характер: Живой, с весёлым настроением.

o   Описание: Эта часть представляет собой классическую структуру рондо, с возвращением основной темы между различными эпизодами. Allegro в данном контексте означает быстро и энергично. Здесь чувствуется игривость и радость, что создаёт контраст с более трагическими моментами предыдущих частей.

Общий эффект "Патетической" сонаты объединяет глубокие эмоции, техническую сложность и индивидуальный стиль Бетховена, делая её одним из великих произведений мировой музыкальной литературы.

 

 Основные идеи "Патетической" сонаты могут быть раскрыты следующим образом:

1.   Эмоциональная Интенсивность: Соната наполнена глубокими эмоциями и страстью. Бетховен использует музыку как средство для выражения широкого диапазона чувств, включая трагедию, героизм, нежность и радость.

2.   Драматический Характер: С первых аккордов начинается непрерывная драматургия, которая прослеживается через всю сонату. Это создаёт ощущение трагедии и интриги, усиливая эмоциональный эффект произведения.

3.   Контрасты и Сопротивление: Внутри сонаты присутствуют сильные контрасты между частями. Например, между мощными и динамичными моментами первой части и нежной, лирической второй. Эти контрасты подчеркивают духовное 

сопротивление и борьбу, что характерно для многих произведений Бетховена. 

Copyrigcht © 2013 Music Passion