^Back To Top
Идея поставить рок-оперу по роману Достоевского «Преступление и наказание» возникла у режиссера Андрея Кончаловского еще в 1979 году. Вместе в Марком Розовским (автором сценария кинофильма «Д’Артаньян и три мушкетера») и Юрием Ряшенцевым (автором всех текстов песен в этом фильме) он сочинил либретто рок-оперы. Композитор Эдуард Артемьев получил задачу написать к нему музыку. А дальше все рассыпалось. Кончаловский уехал в Америку на десять лет, проект завис на неопределенное время, но работа над ним не прекращалась. В 2007 году вышел диск с оперой Артемьева «Преступление и наказание», спустя два года он прозвучал по радио «Орфей» и собрал хорошие отзывы. Но постановка так и не была начата. Когда Кончаловский наконец к ней приступил, те молодые люди, для которых она когда-то задумывалась, стали пенсионерами. «И нам пришлось думать, как сделать спектакль для нового поколения», — объяснил режиссер в одном из своих выступлений накануне премьеры.
«Преступление и наказание» - роман, который был написан Ф. М. Достоевским. Но в 2007 году появилась рок-опера по его мотивам. Это – настоящее произведение искусства. Рок опера преступление и наказание кратко будет изложена далее.
Дело все в том, что рассматриваемая форма повествования – своеобразный ремейк. Полное переосмысления романа с точки зрения современного человека, живущего в 21 веке. Поднимаются проблемы социальных болезней, связанных с потерей грани между добром и злом.
В рок-опере «Преступление и наказание» Раскольников превратился в рок-звезду, старуха-процентщица — в ларечницу с Сенной площади, а все действие переместилось в неназванные времена, в которых угадываются то девяностые, то нулевые, а то и наши дни.
Во время просмотра оперы зрителю будут попадаться разнообразные герои, без которых невозможно развитие событий:
· Родион Раскольников – человек, думающий на тему того, кто он – бог или ничтожество;
· старушка-процентщица;
· Соня Мармеладова.
В опере поднимается проблема добра и зла, а также человеческих мыслей на этот счет. Преступление – это всегда плохо. И за подобные действия каждый должен нести свое наказание. Никто не вправе быть «богом-вершителем судеб».
«Хорошо ты устроилось, общество лжи!»: восклицает Родион. Он хочет уничтожить зло и несправедливость, как субстанцию, и в статье, которую написал порывистый студент, речь идёт именно об этом. Но насколько далеко может зайти человек в борьбе со злом, чтобы самому не стать воплощением зла? Парень пока не знает. На его поведение сильно влияет детская психологическая травма - каждую ночь Раскольникову снится сон, где маленький Родя стал свидетелем жестокого обращения с лошадью. В комнате парня висит портрет Ленина, он читает учения Маркса и Че-Гевары.
Строки одной из центральных арий Раскольникова:
«Сто законов, а много ли прока?
Власть торжествует, открыто трубя.
Или сам ты бьёшь жестоко,
Или безжалостно бьют тебя?..»
В спектакль аллегорично интегрированы сцены городских бунтов и столкновения народа и властей: горящие мусорные контейнере, защитные щиты вооружённого оцепления и другие радикальные потрясения, в которых, нет и не может быть победителей и побеждённых, но всегда с обеих сторон есть палачи и жертвы.
Последней каплей, которая заставляет Раскольникова «переступить черту», является случайная встреча с Соней Мармеладовой - он влюбляется в девушку, у которой старуха процентщица отобрала паспорт, искренне сочувствует её горькой участи и хочет как-то помочь.
Посмотреть запись рок-оперы можно здесь