^Back To Top
Народная песня, как источник живой воды, давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Поэтому иногда простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращались в богато украшенные оркестровые мелодии.
Так композитор Петр Ильич Чайковский в финале своего Концерта №1 для фортепиано с оркестром (финал - последняя часть симфонии) композитор использовал мелодию украинской "веснянки" (вспомни, что "веснянки" - это обрядовые песни, исполнявшиеся в старину в конце зимы. Исполняя "веснянки", люди прошлого закликали, призывали весну).
Послушайте украинскую народную веснянку "Выйди, выйди, Иванку". Обратите внимание на её напевность, неторопливость, мягкость звучания. Совсем по-другому эта мелодия предстаёт перед слушателями в финале концерта для фортепиано Чайковского. Здесь тема веснянки звучит ритмично, отрывисто, бойко. И мы как будто погружаемся в водоворот звона капели, журчания ручьёв, слышим гомон птиц и ощущаем тёплое дуновение весеннего ветра. Так композитор окутывает нас радостью по поводу прихода весны. И становится очевидно, что в этой музыке Чайковский изображает картины пробуждающейся весенней природы.