^Back To Top
Советская культура в период своего расцвета достигла всемирно-исторического значения. Заложенные в ней высокие ценности, огромный заряд революционной и созидательной энергии, богатство содержания и формы не перестают и не перестанут волновать исследователей и простых людей, осознающих себя так или иначе связанными с феноменом XX века – рождением и бытием первой в мире страны социализма.
В 1930-40-е гг. классическая музыка составляла огромную долю радиоэфира. Государственная политика привела к тому, что в скором времени подавляющее большинство населения страны было хотя бы в отрывках знакомо с произведениями русских классиков. Человек, далёкий от музыки, наверняка мог напеть арию Ленского. В какой другой стране такое было возможно? Далее, все желающие могли не только в театрах, но и по радио услышать произведения западной классики, подчас относящиеся на их родине к разряду элитарных. Всесоюзный Радиокомитет в 1930-40-е гг. осуществлял постановки опер В. Моцарта, Ж. Бизе, К. Вебера, Л. Бетховена, Д. Обера, А. Тома и мн. др. Все зарубежные оперы шли на русском языке (а также дополнительно переводились на языки всех республик, а подчас и автономий), что обеспечивало максимальную доступность содержания народному зрителю и слушателю. Добавьте к этому беспрецедентную скорость культурной революции – и современному обывателю останется лишь удивляться качеству результата.
Достижения советской культуры в музыке относятся к числу наиболее замечательных. В частности, небывалого до тех пор расцвета достиг в Советской стране жанр песни. Общее количество песен, возникших в советскую эпоху, никем не подсчитано и вряд ли может быть точно определено, но, несомненно, измеряется числом порядка тысяч и десятков тысяч.
Послушайте несколько революционных песен. Подумайте, что их объединяет?
«Интернационал» - первый советский гимн.
Творчество одного из крупнейших советских композиторов ХХ века - Дмитрия Шостаковича - пример новаторского музыкального языка нового времени.
Шостакович 7 симфония 1 ч. Тема героизма советского народа.
В музыкальном творчестве 20-х - нач. 30-х гг. шли активные поиски методов отражения новой действительности, преобразования интонационного строя и др. сторон муз. языка, обновления музыкальных жанров и форм на основе освоения и переработки различных стилевых источников, в т. ч. революционных и советских песен, творчества русских и зарубежных композиторов конца 19 - нач. 20 вв. Новизна содержания сов. музыки обусловила обострённый интерес ряда композиторов к эксперименту. Порой поиски необычных, нетрадиционных средств выразительности носили односторонний, формальный характер. Однако в целом преемственность в развитии отечеств. музыкальной культуры не прерывалась, в частности благодаря педагогической и творческой деятельности многих композиторов.
В спорах о задачах и путях советской музыки сталкивались различные творческие группировки. Зародившаяся в 1923 Российская ассоциация пролетарских музыкантов боролась за идейную перестройку советской музыки, но при этом допускала грубую вульгаризацию. Полагая, что путь к стилевому обновлению разл. жанров композиторского творчества лежит только через массовую песню, АПМ сильно сужала круг выразит. средств музыки. Она нигилистически отрицала ценность старой народной песни и творчества большинства композиторов-классиков как якобы "чуждых пролетарской идеологии".
Ограниченность АПМ, нетерпимость по отношению к большинству крупных музыкальных деятелей стали тормозом дальнейшего развития искусства.