^Back To Top
Давайте послушаем одно из произведений И.-С.Баха и проследим по графической записи за развитием музыки (видеофрагмент).
Вы, конечно же, обратили внимание, что музыка состояла не из чередования гармоний, а из последовательного вступления и дальнейшего сопоставления нескольких голосов (в данном графическом примере они были выделены разным цветом). Причём каждый голос - самостоятельная мелодическая линия, и эти голоса то звучали последовательно, то переплетались, составляя гармоничную музыкальную ткань.
Слушаем: И.С.Бах. Фуга до минор из ХТК
Эта часть написана всего на четыре слова: «Kyrie eleison» («Господи, помилуй») и «Christe eleison» («Христос, помилуй»). Всего два слова на хор. Но сколь многообразно музыкальное воплощение этих слов в голосах хора, ведущих фугу!
Начальные возгласы оркестра и хора вводят в область сосредоточенных душевных состояний, исключающих радостные чувства. Мощное форте словно вопль, взывающий о прощении. Это коллективное покаяние всего рода человеческого, символизируемого хором.
Далее оркестровое вступление со вздохами, с тревогой в интонациях инструментов готовит слушателя к скорбному содержанию произведения.
Вслед за оркестровой прелюдией развертывается мелодия колоссальной хоровой фуги. Она захватывает своим все нарастающим движением. Скорбь в порывистом, непрерывающемся действии. И в скорби сложны и противоречивы чувства человеческие. Здесь лирика, мольба, драматичность, трагизм.
Снова соло оркестра; затем тихие мужские голоса придают скорби очень душевно емкий колорит, давая как бы предвестия грядущих переживаний. До финала фуга сохраняет характер непреодолимого движения.
Слушаем и смотрим: И.С.Бах. Высокая месса (Месса си минор) - №1 «Kyrie eleison»
Вопросы для повторения (ответь письменно в тетради):
1. Запишите определение понятию "полифония"
2. Рассмотрите два изображения нотной записи. Которое из них является полифоническим? Объясните, почему.
а)
б)
3. Какой вид полифонии использован в выбранном вами фрагменте?