^Back To Top

logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

1. “Он – обаятельнейший мальчишка, каких мало: во всём, что он делает, присутствует как ум, так и чувство, и всё это – в сочетании с непосредственностью и очарованием, характерными для детей его возраста”.

                                   Мельхиор фон Гримм.

2. “Он – величайший из композиторов. Его музыка так чиста и прекрасна, что возникает ощущение, будто он её просто “находил”, в то время как она существовала вечно, как часть врождённой красоты Вселенной, ждущей, чтобы её выявили и показали миру”.

                                 Альфред Эйнштейн.

3. “Рим, хоровое исполнение “Мизерере” композитора Аллегри в Сикстинской капелле Ватикана. Он, прослушав это произведение один раз, записал ноты произведения по памяти, чем в очередной раз доказал величие своего таланта”.

                                 Майкл Уайт.

4. “Практически всё, что он создал, пронизано неуловимым духом величия: там есть моменты, которые потрясают нас до глубины души своей мудростью, спокойствием, феноменальной красотой и изяществом. Мы ощущаем это, он словно передаёт нам сокровенные тайны, проникающие в самую глубину нашего индивидуального естества…”.

                                Джейн Гловер.

5. “Стремительно и непосредственно солнечный свет и тень сменяют друг друга в его музыке. Вот звучит радостная мелодия, и мы счастливы, но вдруг нас внезапно, словно гром среди ясного неба, настигает грусть. И вот венец творения: всепроникающая печаль, которая охватывает не только нас. Конечно, её чувствует и сам композитор”.

                               Сэр Невил Кардус.

6. “Семилетний мальчик - это чудо, превосходящее всё, что когда-либо было раньше и существует в наше время”.

                               Майкл Уайт.

7. “Все лучшие музыканты мира учатся виртуозной игре на его произведениях. Трудно найти более прекрасную музыку на свете. Однако её создатель был похоронен в безымянной могиле для нищих, и никто не знает, где она находится”.

                               Майкл Уайт.

8. “Вечный солнечный свет в музыке, имя тебе – Моцарт!

                                А.Г. Рубинштейн.

Родина В.-А. Моцарта – австрийский город Зальцбург, расположенный у подножия немецких Альп. Жители Зальцбурга говорят, что там и дня не проходит без дождя. 

В этом-то дождливом месте суждено было родиться самому «солнечному» композитору. 

На судьбу Вольфганга Амадея Моцарта оказал огромное влияние его отец - Леопольд Моцарт. Он был придворным музыкантом города Зальцбурга, но помимо этого давал уроки музыкальной композиции и игры на скрипке и даже издал учебник по музыке, который пользовался успехом. 

Когда Леопольд Моцарт женился, то весь Зальцбург отмечал, что эта семейная пара – самая красивая в городе. 27 января 1756 года в семье Леопольда Моцарта и его жены Анны Марии родился седьмой ребёнок – самый младший сын, Вольфганг Амадей. 

Из семерых детей в живых остались только двое: сын Вольфганг и дочь Мария Анна (Наннерль), которая была старше брата на 4,5 года 

Самая необычная пора в жизни В.-А. Моцарта – это его детство. Поэтому расскажем о нём несколько подробнее. Детство Моцарта было лучезарно: любящие родители, сестра, мир звуков, к которому он был чудесным образом приобщен с самой колыбели. 

Необычная одарённость мальчика проявилась очень рано. Уже в 3 года он обнаружил удивительный и упорный интерес к музыке: едва услышав звуки, Вольфганг бросал все забавы и устремлялся навстречу им. Малыш мог часами слушать, как занимается на клавесине сестра Наннерль или музицирует с друзьями отец, - а это случалось каждый день. Его трудно было оторвать от инструмента: нажимая клавиши, ребёнок долго, внимательно вслушивался в понравившиеся ему созвучия, потом начал подбирать мотивы знакомых ему песенок, целые отрывки из слышанных пьес.

Убедившись в том, что малютку-сына влечёт к музыке, отец решил потихоньку начать занятия с ним. Но для Вольфганга, казалось, не существовало трудностей: его память без усилий удерживала всё, что он когда-либо слышал, а врождённая беглость пальцев позволяла справляться с самыми сложными вещами. 

Сохранилась запись, сделанная Моцартом-старшим в первые месяцы занятий с сыном: «Этот менуэт и трио Вольфганг выучил 26 января 1761 года в половине десятого вечера в течение получаса, за день до того, как ему исполнилось 5 лет». 

Но чем больше были успехи ученика, тем строже становился учитель. Отец требовал, чтобы Вольфганг тщательно разучивал упражнения и пьесы и добивался безукоризненной отделки всех деталей. 

Кроме занятий на клавире, отец учил мальчика игре на скрипке и даже на органе. С этого времени повседневный труд и строгая дисциплина стали уделом гениального композитора. 

Сочинять Вольфганг начал даже раньше пяти лет, и не с простеньких пьес, а с ..... концерта для клавира Известен рассказ о том, как записывая свой первый концерт, малыш вместе с пером макал в чернильницу свои пальцы и ставил кляксы на нотной бумаге. Но когда отец всмотрелся в эту ребяческую запись, то сквозь кляксы обнаружил в ней несомненную музыкальную осмысленность и изумлённо воскликнул: 

- Этот концерт очень труден, его никто не сможет сыграть! - Это не так, папа,- возразил Моцарт,- его сможет сыграть даже ребёнок, например, я. И довольно лихо сыграл сложную для исполнения музыку. 

Отец и его друзья-музыканты не переставали удивляться такому быстрому развитию мальчика. Но Леопольд Моцарт решил, что будет лучше, если в восхищение от его талантливых детей будут приходить королевские дворы Европы. И вот, когда Вольфгангу исполнилось шесть лет, все семейство отправилось в первую концертную поездку по крупным музыкальным центрам Европы: Мюнхен, Париж, Лондон, Женева, Амстердам. Поездка продолжалась 4 года и превратилась в триумфальное шествие. 

Выступления маленьких Моцартов, в особенности Вольфганга, вызывали удивление и восхищение повсюду, даже при самых пышных дворах. Маленького Моцарта называли не иначе, как «чудо XVIII века»

Маленький виртуоз играл на клавесине, скрипке и органе. Он свободно импровизировал на задаваемые тут же темы, с ходу играл незнакомые произведения. 

Нелегко для ребёнка было выступать перед взрослой аудиторией. Концерты Моцартов продолжались по 4-5 часов. Но, выслушав игру детей, публика принималась ещё, и забавляться, заставляя играть Вольфганга на клавиатуре, закрытой платком, или исполнять труднейшие пассажи одним пальцем. Музыкальная одарённость Вольфганга действительно была чудом. Но во всём остальном он оставался обычным ребёнком-шалуном, весёлым, добрым и послушным сыном. 

После выступления маленького Моцарта в императорском дворце, юная эрцгерцогиня Мария-Антуанетта решила показать ему свое роскошное жилище. В одном из залов мальчик поскользнулся на паркете и упал. Эрцгерцогиня помогла ему подняться. - Вы так добры ко мне... - сказал юный музыкант. - Пожалуй, я на вас женюсь. 

Мария-Антуанетта рассказала об этом своей матери.
Императрица с улыбкой спросила маленького «жениха»:
- Почему ты хочешь жениться на её высочестве?
- Из благодарности, - ответил Моцарт 

Во время пребывания в Англии отец подарил Вольфгангу нотную тетрадь для записи сочинений, написав на ней: «Вольфганг Моцарт, Лондон. 1764» Тетрадь сохранилась. Пьесы, вошедшие в эту тетрадь, невелики по размерам, и юный композитор не давал им специальных названий. Весёлые контрдансы, немецкие танцы, задорные аллегро, престо здесь соседствуют с грациозными менуэтами и нежными андантино. 

Эти маленькие пьесы проникнуты поразительным для автора чувством формы и тончайшего ощущения мелодии, гармонии и ритма. Иногда, даже трудно поверить, что ту или иную пьесу сочинил восьмилетний мальчик. 

После первой концертной поездки молва пошумела и замолкла. Мода на «чудо- ребёнка» выдохлась. 

Четырнадцатилетнего Вольфганга отец снова решил везти за границу - на этот раз в Италию, где музыка была в большом почёте, откуда приезжали все оперные знаменитости и куда стремились все музыканты. 

Италия встретила юного музыканта восторженно. В этой «стране музыки» юный Моцарт выступил более, чем в десятке городов, включая Рим, Неаполь, Милан, Флоренцию. Он дирижировал своими симфониями, играл на клавесине, скрипке и органе, импровизировал на заданные темы, превосходно играл трудные произведения с листа и повторял их в других тональностях. 

Люди отказывались верить в силу одарённости Моцарта. Во время концерта в Неаполе слушатели стали кричать, что такая игра невозможна без помощи волшебства, и потребовали снять с пальца перстень, утверждая, что он волшебный. Конечно, Вольфганг и без перстня продолжал играть так же хорошо. Небывалый успех! 

В Болонье, наравне с взрослыми композиторами, четырнадцатилетний Моцарт участвовал в состязаниях Филармонической Академии. Моцарту дали одноголосную пьесу, которую он должен был развить в сложное четырёхголосное произведение. Моцарт выполнил задание за полчаса. Жюри было в восторге! Затем состоялось голосование, проходившее при помощи чёрных и белых шаров, которые «судьи» кидали в ящик. Все шары оказались белыми. Юноша был утверждён в звании академика единодушно! Это была настоящая сенсация: четырнадцатилетний мальчик был избран академиком Болонской Филармонической Академии. И это небывалый случай! Ведь по правилам в члены Академии избирались лишь музыканты, достигшие 20- летнего возраста и со стажем пребывания в этом авторитетном учреждении. Когда же отец стал поздравлять сына с этим событием, Вольфганг ответил: «Дорогой отец, теперь, когда я уже стал академиком, можно мне пойти погулять?» 

Поездка в Италию завершила детство и юность музыканта. По возвращении в Зальцбург началась взрослая жизнь, полная творчества и несбывшихся надежд. Девятнадцатилетний Моцарт, автор уже около 300 известных произведений, по праву мог считаться музыкантом, достигшим вершин в своём творчестве. Однако у себя на родине он мог рассчитывать только на должность придворного музыканта в капелле князя – архиепископа Иеронима Колоредо. 

В 1777 году Моцарт предпринимает несколько попыток найти себе должность в других городах Европы. С этой целью он вместе с матерью сначала едет в Вену, а потом - в Париж. Там же в Париже он сочинил сонату со знаменитым финалом, который принято называть «Рондо в турецком стиле», или «Турецкий марш». 

В 1781 году композитор поселился в Вене, где и прожил последние 10 лет своей жизни. 

Моцарт женился на любимой девушке, Констанце Вебер, которая была прекрасной певицей. У Моцарта с женой были тёплые отношения. 

Один за другим рождались дети. 

Мало кому известно, что сын Вольфганга Моцарта - Франц Ксавер Моцарт - почти тридцать лет прожил во Львове. Он организовал в городе хоровое общество, учил детей игре на фортепиано, сам выступал с концертами и дирижировал оркестром. Во Львове он написал пьесы для фортепиано на мотивы украинских народных песен. И по сей день во Львовской консерватории имени Н. Лысенко звучит музыка, созданная сыном Вольфганга Моцарта...

Зарабатывать на жизнь приходилось изданием собственных сочинений, уроками игры на фортепиано и концертными выступлениями. Моцарт был лучшим пианистом в Вене, и его концерты собирали полные залы. 

Наряду с другими сочинениями, Моцарту приходилось писать много музыки по заказу – к парадному обеду, к визиту друзей, для исполнения на открытом воздухе под окнами дома, где праздновалось какое – либо знаменательное событие. 

Одним из популярных жанров того времени была серенада. Так появляется "Маленькая ночная серенада" - одно из самых известных и наиболее узнаваемых произведений композитора. Причина, побудившая Моцарта написать эту серенаду, неизвестна - вероятнее всего, она тоже была написана на заказ. 

Звучит "Маленькая ночная серенада"

Несмотря на большую популярность, Моцарт часто испытывал нужду и почти что голод. Ни его исполнительская деятельность, ни издание его произведений, ни его оперы не приносили денег, необходимых на содержание семьи. Несмотря на все трудности и лишения, в последние годы жизни Моцарт создал три самые выдающиеся оперы: «Свадьба Фигаро», «Дон Жуан» и «Волшебная флейта» 

Три лучшие и последние симфонии также были написаны Моцартом в последние годы жизни. Симфонии No 39 (Ми-бемоль мажор), No 40 (соль минор), No 41 «Юпитер» (До мажор) явились вершинами классического симфонизма. 

Последнее произведение Моцарта - «Реквием» - заупокойная месса для хора, солистов и оркестра. В июле 1791 года его заказал композитору незнакомец, одетый во всё чёрное, не назвавший своего имени. Моцарт был весьма удивлён такому заказу, ведь славу ему принесли именно жизнелюбивые, искрящиеся радостью произведения. Но «чёрный человек» молча, отсчитал крупную сумму денег, которую композитор попросил в качестве задатка, и удалился. 

Моцарт в это время был уже сильно болен. Подтачиваемый болезнью, он грустно размышлял о странном заказе, представлявшемся ему роковым,- ему казалось, что он сочиняет заупокойную мессу по самому себе. 

Вечером 4 декабря 1791 года к больному и очень ослабевшему Моцарту пришли его друзья. Амадей попросил, чтобы ему подали неоконченную партитуру «Реквиема». Он хотел услышать эту музыку в живом исполнении. Окружив лежащего в постели Моцарта, друзья вместе с ним запели с листа заупокойную мессу. 

Когда Моцарт скончался, у семьи не хватало денег на похороны: он был похоронен в общей могиле для бедняков, след которой вскоре затерялся.

 

Жизнь гениального австрийского композитора Вольфганга Амадея Моцарта удивительна и необычна. Пожалуй, никакой другой композитор в мире не стал более ярким примером сочетания гениальной одарённости и величайшего труда. Моцарт прожил всего 36 лет. Но за эти годы он создал очень много. Оперы, симфонии, концерты, камерно-инструментальные ансамбли, сонаты, духовные произведения, «Реквием», песни, вариации, фантазии, рондо, менуэты и другие произведения. Всего более 600! 

Творчество было для Моцарта жизненной потребностью. Писать музыку было для него необходимо так же, как дышать, есть, пить, спать. Его произведения охватывают все без исключения музыкальные жанры, существовавшие в ту эпоху. И в каждом из жанров он создал истинные шедевры. 

Когда на родине композитора решили издать полное собрание его сочинений, то понадобилось 70 толстых томов. Если учесть, что прожил Моцарт всего 35 лет, то получится, если бы он начал сочинять музыку в день своего рождения, на каждый год пришлось бы по два тома. 

Памятник великому композитору Моцарту перед зданием парламента.

Лучшим памятником композитору является его музыка. По словам самого Моцарта, музыка должна доставлять людям наслаждение, и он всегда следовал этому своему правилу. И по сей день нас поражают ясность, простота, чистая красота музыки Моцарта Моцарт навсегда останется в сердцах благодарных слушателей, как автор непревзойдённых музыкальных произведений. 

Copyrigcht © 2013 Music Passion