^Back To Top

logo

 

На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.

     Народная песня, как источник живой воды, давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству.  Поэтому иногда простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращались в богато украшенные оркестровые мелодии, как, например, в опере "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова или в балете "Петрушка" И.Ф.Стравинского.

 

Но первым русским композитором, который стал использовать народные мелодии в своём творчестве, был Михаил Иванович Глинка - основоположник русской композиторской музыки.    

Он оркестровал   русскую народную  плясовую мелодию «Камаринская» - получилась  симфоническая  пьеса «Камаринская».

В этом  произведении композитор использовал  вариационное  развитие, так как этот приём  всегда использовался  при исполнении народных песен.

В "Камаринской" звучат  мелодии двух народных песен  - свадебной "Из-за гор, гор высоких" и плясовой "Камаринская". Здесь Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски.

Сначала  струнные в унисон, без аккомпанемента запевают старинную народную свадебную песню, которая использовалась в свадебных обрядах. Она переходит к деревянным духовым, оплетается подголосками, обогащается, расцвечивается разными оркестровыми красками. После темы идут несколько вариаций:

 А — струнные играют в унисон.

А1 — только деревянные духовые, но уже с подголосками.
А2 — только виолончели с подголосками.
А3 — тутти. Играют все. Общее «хоровое» звучание.


 В вариациях на тему плясовой "Камаринской" скрипки играют пиццикато, а деревянные духовые подражают русским народным инструментам.

Слушаем симфоническую фантазию М.И.Глинки "Камаринская"

  

                                                     

Последователи музыкальных традиций, заложенных Михаилом Ивановичем Глинкой - композиторы второй половины 19 века - активно пользовались интонациями русской песенности в своём творчестве и также сочиняли музыку на основе народных мелодий.                                                                                                                           Милий Балакирев

Так, например, известный русский композитор Милий Алексеевич Балакирев создал симфоническую увертюру на темы трёх русских песен былины «Про Добрыню», хороводной «Во поле берёза стояла» и  плясовой «Я вечор гуляла».

 

                                                           

Мы уже обращались в 1 и 2-м классе к Концерту для фортепиано с оркестром №1 Петра Ильича Чайковского. Оказывается, в финале своего концерта (последняя, третья часть) композитор использовал мелодию украинской "веснянки" (вспомни, что "веснянки" - это обрядовые песни, исполнявшиеся в старину в конце зимы. Исполняя "веснянки", люди прошлого закликали, призывали весну). Поэтому становится очевидно, что в этой музыке Чайковский изображает картины пробуждающейся весенней природы.

П.И.Чайковский  Послушай фрагмент из финала Первого концерта и определи,

                                какой способ   развития мелодии "веснянки" выбрал композитор. 

 

 

 

Вопросы для проверки: 

1. Назовите  композитора, основоположника русской классической музыки.

2. Вспомни оперу этого композитора, которая явилась первой русской оперой (о подвиге простого крестьянина).

3. Умей узнавать на слух мелодию плясовой "Камаринской"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Copyrigcht © 2013 Music Passion