^Back To Top
На протяжении многих веков народы мира сочиняли песни как летопись своей жизни. В них радости и печали, удачи и трудности, обряды и игры, воспоминания о прошлом и мечты о будущем.
Народная песня, как источник живой воды, давала композиторам вдохновение, учила их красоте и мастерству. Поэтому иногда простые песенные напевы в сочинениях композиторов нередко превращались в богато украшенные оркестровые мелодии, как, например, в опере "Снегурочка" Н.А.Римского-Корсакова или в балете "Петрушка" И.Ф.Стравинского.
Но первым русским композитором, который стал использовать народные мелодии в своём творчестве, был Михаил Иванович Глинка - основоположник русской композиторской музыки.
Он оркестровал русскую народную плясовую мелодию «Камаринская» - получилась симфоническая пьеса «Камаринская».
В этом произведении композитор использовал вариационное развитие, так как этот приём всегда использовался при исполнении народных песен.
В "Камаринской" звучат мелодии двух народных песен - свадебной "Из-за гор, гор высоких" и плясовой "Камаринская". Здесь Глинка подражает русскому народному пению с подголосками, когда тема проводится сначала одноголосно, а потом при каждом новом проведении добавляются новые подголоски.
Сначала струнные в унисон, без аккомпанемента запевают старинную народную свадебную песню, которая использовалась в свадебных обрядах. Она переходит к деревянным духовым, оплетается подголосками, обогащается, расцвечивается разными оркестровыми красками. После темы идут несколько вариаций:
А — струнные играют в унисон.
А1 — только деревянные духовые, но уже с подголосками.
А2 — только виолончели с подголосками.
А3 — тутти. Играют все. Общее «хоровое» звучание.
В вариациях на тему плясовой "Камаринской" скрипки играют пиццикато, а деревянные духовые подражают русским народным инструментам.
Слушаем симфоническую фантазию М.И.Глинки "Камаринская"
Последователи музыкальных традиций, заложенных Михаилом Ивановичем Глинкой - композиторы второй половины 19 века - активно пользовались интонациями русской песенности в своём творчестве и также сочиняли музыку на основе народных мелодий.
Так, например, известный русский композитор Милий Алексеевич Балакирев создал симфоническую увертюру на темы трёх русских песен: былины «Про Добрыню», хороводной «Во поле берёза стояла» и плясовой «Я вечор гуляла».
Мы уже обращались в 1 и 2-м классе к Концерту для фортепиано с оркестром №1 Петра Ильича Чайковского. Оказывается, в финале своего концерта (последняя, третья часть) композитор использовал мелодию украинской "веснянки" (вспомни, что "веснянки" - это обрядовые песни, исполнявшиеся в старину в конце зимы. Исполняя "веснянки", люди прошлого закликали, призывали весну). Поэтому становится очевидно, что в этой музыке Чайковский изображает картины пробуждающейся весенней природы.
Послушай фрагмент из финала Первого концерта и определи,
какой способ развития мелодии "веснянки" выбрал композитор.
Вопросы для проверки:
1. Назовите композитора, основоположника русской классической музыки.
2. Вспомни оперу этого композитора, которая явилась первой русской оперой (о подвиге простого крестьянина).
3. Умей узнавать на слух мелодию плясовой "Камаринской"