^Back To Top

logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 

История музыкального искусства началась в незапамятные времена и своими корнями уходит в глубокую древность. Музыка сопровождала людей всегда и везде, вошла в их культуру, стала неотъемлемой частью жизни и интенсивно развивалась вместе с непрерывно эволюционирующим человеком. Появлялись новые музыкальные инструменты, усовершенствованные жанры и стили, которые с течением времени неустанно преобразовывались. Так, для воплощения творческих идей талантливых композиторов в результате их кропотливых изысканий возник обладающий широкими возможностями жанр симфонии, который и в нынешнее время признаётся наивысшим жанром инструментальной музыки.  

Как мы уже говорили, жанр симфонии как раз и формировался в творчестве венских композиторов-классиков - Гайдна, Моцарта, Бетховена,  а в дальнейшем стал неотъемлемой частью творчества последующих композиторов.

Симфония по своему потенциалу превосходит другие музыкальные формы. Её возможности позволяют посредством звуковых образов всецело раскрыть идею произведения, отобразить сюжетно-драматическое действие и помимо того показать всё богатство эмоциональных состояний личности, то есть её чувства и настроения. 

По сравнению с художественной литературой симфония подобна роману с его драматургией и единой сюжетно-образной концепцией.

Подобно  сонате, симфонии имеют циклическое строение, то есть произведение состоит из отдельных частей, связанных между собой единым замыслом, при этом первая часть сочинения, как правило, излагается в сонатной форме. Чаще всего композиторы обращаются к четырёхчастной  классической форме. Опорными в симфонии являются первая и финальная части. Начало произведения характеризуется завязкой драматического действия, а в финале происходит завершение композиционного круга

 

 

Вольфганг Амадей Моцарт - австрийский композитор, клавесинист-виртуоз, скрипач, органист, дирижер. По свидетельству современников, обладал феноменальным музыкальным слухом, памятью и способностью к импровизации. Моцарт широко признан одним из величайших композиторов: его уникальность состоит в том, что он работал во всех музыкальных формах своего времени и во всех достиг наивысшего успеха. Не случайно композитор за свою короткую жизнь успел оставить потомкам величайшее музыкальное наследие: свыше 1000 произведений во всех существующих жанрах светской и духовной музыки.

Музыка Моцарта раскрывает эмоциональный мир человека, рассказывает обо всех сторонах человеческой жизни: возвышенное и обыденное, трагическое и комическое − все это в равной степени характерно для нее. 

 

Моцартом написано около 50 симфоний. При жизни композитора было издано только три из них. Большая часть симфоний принадлежит к ранним годам творчества. Между первыми и последними симфониями пролегли два с лишним десятилетия, в течение которых симфония у Моцарта изменилась неузнаваемо. Композитор является создателем жанра лирико-драматической симфонии. Язык симфоний Моцарта ближе всего к его оперной музыке. Темы симфоний мелодически выразительны, часто они связаны с мелодиями опер Моцарта, также в них слышны интонации бытовой народной музыки Австрии. Симфонической музыке свойственна та же сложность и противоречивость чувств, что отличают моцартовских героев в их сольных и ансамблевых характеристиках. Два жанра обогащают друг друга, основа их едина психологический мир человека.

 

Три  последние симфонии являются ныне самыми  знаменитыми: №39 Es-dur, №40 g-moll и №41 C-dur «Юпитер». Они написаны в 1788 году в течение полутора месяцев, когда композитор с семьей находился в загородном доме в окрестностях Вены. Многие историки музыки рассматривают эти произведения как пик творчества Моцарта. Все три симфонии написаны на пределе творческих сил композитора. Они считаются шедеврами  и их часто исполняют во всех странах мира и в наши дни. Великому музыканту не удалось при жизни организовать исполнение своих последних гениальных творений. Лишь три года спустя одна из них, симфония №40, была с успехом исполнена А. Сальери в благотворительных концертах. 

Симфония №40 g-moll

Это едва ли не самое популярное из сочинений композитора. Симфония написана в лирико-драматическом жанре. Все внимание композитора сосредоточено на человеческой личности. При этом внутренний мир человека предстает здесь сложным, глубоким: это мир напряженных исканий гармоничности, разумности, ясности. Симфония соль минор Моцарта одно из самых трагических произведений XVIII века. И не случайно композиторы-романтики выделили именно это произведение из богатейшего музыкального наследия XVIII века как наиболее созвучное их собственному мироощущению.

Идея симфонии: исповедь человека, поиск душевной гармонии, преодоление жизненных конфликтов. Музыка отличается единством образов во всем цикле (этому способствуют интонационно-тематические связи между темами). Особенностями цикла являются: отсутствие вступления; преобразование танцевальной III части (менуэта) в драматическую; драматический, а не жанрово-бытовой финал.

 

 

Стиль симфонии отличается тонкостью, камерностью: оркестр здесь без труб и литавр лишь струнные, деревянные духовые и валторны; фактура прозрачна, все голоса воспринимаются слухом; музыкальная ткань тщательно разработана, развитие отличается большой детализированностью. Все четыре части симфонии отмечают путь становления и утверждения ее трагической идеи.

 

                                                       

             Три  части Симфонии - 1, 2 и 4-я - написаны в сонатной форме.                   Первая

Теперь сравните свои впечатления о музыке 40 симфонии Моцарта с  другими прочтениями, которые найдёте, перейдя по ссылке. Затем выполните предложенное задание.

https://stepik.org/lesson/342132/step/2?unit=325762    

Copyrigcht © 2013 Music Passion