^Back To Top

logo

Шаблоны Joomla 3 здесь: http://www.joomla3x.ru/joomla3-templates.html

 

XIX век в искусстве называют веком Романтизма. Романтизм сменяет эпоху Просвещения и совпадает с промышленным переворотом, обозначенным появлением паровой машины, паровоза, парохода, фотографии и фабрично-заводских окраин. Если Просвещение характеризуется культом разума и основанной на его началах цивилизации, то романтизм утверждает культ природы, чувств и естественного в человеке.

 

Истоки романтизма в музыке Западной Европы связаны с творчеством композиторов:

Роберта Шумана (1810-1856, немецкий композитор)

Франца Шуберта (1797-1828, австрийский композитор)

Фридерика Шопена (1810-1849, польский композитор)

 

    Вспомните  песню Ф.Шуберта "Аве, Мария!"

 

«Лебединая песня». Таким красивым и символическим названием друзья Франца Шуберта  озаглавили сборник его последних произведений, в который вошли так называемые прощальные песни, ставшие своеобразным творческим завещанием великого музыканта. Вокальный цикл, состоящий из четырнадцати разных по стилю композиций, весьма востребован исполнителями, однако самым популярным номером является «Серенада». Эта вокальная миниатюра символизирует не только творчество Шуберта, но и все песни периода Романтизма.

О популярности этой песни в наше время свидетельствует множество интерпретаций данного произведения.

Послушайте "Серенаду" в переложении для фортепиано с оркестром.

 

Задание: Подумайте, о чём эта песня, каков её музыкальный образ? Какие средства выразительности музыки указывают на ваш выбор?

 

А это "Серенада" в исполнении гитариста Виктора Зинчука.

 


 

Баллада великого Гёте «Лесной царь», с сюжетом, заимствованным из датской легенды, не могла не привлечь Франца Шуберта. Помимо волнующего драматического сюжета здесь присутствует фантастический образ, а сказочный вымысел всегда приветствовался романтиками.

В произведении рассказывается о том, как в сумерках холодной порой по лесной дороге на коне скачет всадник с больным маленьким ребёнком. Сыну кажется, что лесной царь зовёт его к себе. Отец успокаивает малыша, объясняя, что всё это ему лишь мерещится.

Партия ребёнка звучит с увеличивающимся напряжением, и каждое её новое проведение исполняется на полтона выше, что усиливает эмоциональный накал. 

Образ Лесного царя обрисован завлекающей сладостной мажорной мелодией, исполняемой на пианиссимо (очень тихо) в среднем теноровом регистре. Партия отца поётся неторопливо в басовом регистре.

Музыкальное сопровождение создаёт атмосферу тёмного таинственного леса. А  быстрые ритмичные триоли, звучащие в аккомпанементе на протяжении всего произведения имитируют удары копыт лошади, на которой скачет отец с ребёнком. 

 

Слушаем балладу Ф.Шуберта «Лесной царь»

 

Интересные факты

  • ·      До нынешнего времени сохранилось четыре различных варианта баллады Франца Шуберта «Лесной царь». Особые отличия от всех имеет третья версия: в ней значительно упрощён аккомпанемент, так как нет триолей в партии правой руки.
  • ·      Баллада Шуберта считается одним из самых сложных в исполнении произведений, как для вокалистов, так и аккомпанирующих им музыкантов. Например, чтобы передать весь драматизм этого сочинения пианисту приходится в быстром темпе в напряжении повторять октавы и сложные аккорды.
  • ·      Баллада Гёте «Лесной царь» своим драматическим сюжетом тронула не только Франца Шуберта. Например, немецкий композитор Карл Лёве сочинил свою музыкальную версию «Лесного царя» на стихи гениального поэта. У популярной немецкой рок-группы «Rammstein» есть песня под названием «Dalai Lama», текст которой сочинён по мотивам баллады Гёте. В репертуаре молодой группы из Санкт-Петербурга «Woodscream» тоже есть композиция «Лесной царь» и в ней текст полностью соответствует содержанию баллады.

 

  • ·     Выдающийся венгерский композитор Ференц Лист, очень любивший творчество Шуберта, на тему баллады «Лесной царь» сделал транскрипцию для фортепиано. Помимо этого австрийский скрипач и композитор Генрих Вильгельм Эрнст тоже выполнил переложение вокальной миниатюры, но только для скрипки соло. Не остался в стороне и французский композитор Гектор Берлиоз, осуществивший оркестровку знаменитой баллады.

 

 

Вопросы для проверки:

  1. Назовите   автора  текста баллады  «Лесной царь» -
  2. Сколько  исполнителей  вы услышали,  сколько действующих  лиц  в балладе ?  Назовите  их.

3. Каков  характер  музыкального сопровождения? Какую  картину  оно рисует?

4. Охарактеризуйте  интонации  музыки  Лесного царя.

5. Охарактеризуйте  интонации  музыки  ребёнка.

Copyrigcht © 2013 Music Passion