У всех народов есть свои танцы. Русские пляски есть медленные и быстрые, с постепенным ускорением темпа. К русским пляскам относится и  хоровод.

Хоровод — древний народный танец славян. Основной фигурой танца является круг. Это своего рода круговая композиция, символизирующая собой солнце. Хоровод являлся неотъемлемой частью любого праздника.

Одним из основных способов начать хоровод заключался в следующем. Несколько девушек выходили на улицу и начинали припевать песни. Затем к ним присоединялись другие. Как правило, девушки были основой любого хоровода. Для женского танца характерны плавность, величавость, лёгкое кокетство, игра с платочком. А парни присоединялись к танцу позже, и придавали хороводу задор и веселье. Пляска мужчин отличается удалью, ловкостью, широтой, юмором.

 

 Особенность хоровода заключается в том, что он создает атмосферу единения народа. В момент танца люди ощущают себя единым целым, держась за руки и кружась в различных направлениях.

 

Посмотрите хоровод в исполнении  коллектива народного танца.

 

 

  Конечно, и в композиторской музыке постоянно встречается танцевальная музыка. Например, в «Детском альбоме» Петра Ильича Чайковского, отправляя слушателя  в  музыкальное путешествие  по разным странам, композитор  знакомит с такими плясками, как  русская «Камаринская»,  итальянская  «Неаполитанская песенка» и «Итальянская песенка»,   а также  звучит  проникнутая  юмором  детская «Полька» и  лёгкий  грациозный «Вальс».

 


 

В  старинные  времена  одним из любимых  придворных танцев  был   менуэт

Менуэт  французского происхождения.

                                         

 

Это  трёхдольный  медленный,  грациозный,  галантный танец, который танцуют парами, выполняя  множество  поклонов,  полуприседаний,  реверансов.

 

Придворная  музыка  исполнялась  камерными  оркестрами.

 

                

 

Камерный оркестр - оркестр небольшого состава (обычно, 4-12 человек), основой  которого является ансамбль исполнителей на струнных  инструментах (6-8 скрипок, 2-3 альта, 2-3 виолончели, контрабас). В  камерный оркестр  нередко входит клавесин.  Иногда в камерные  оркестры включаются духовые  инструменты. 

До появления симфонических оркестров (в 18 веке) были фактически единственным типом оркестрового коллектива.

Камерная  музыка – музыка, исполняемая одним, двумя  инструментами или вокалистами, ансамблем или камерным оркестром.  Произведения  камерной музыки  небольшие  по объёму.

Послушайте и посмотрите пьесу в исполнении камерного оркестра:

Иоганн Себастьян Бах "Шутка"  и обратите внимание, какие инструменты составляют этот коллектив.

 


 

              Познакомимся  с музыкой Фредерика Шопена.

                      

Фредерик Шопен – польский композитор и пианист 19 века. Он – классик польской  музыки. Его творчество так же ценно для польского народа, как творчество М.И.Глинки, П.И.Чайковского для русской культуры,  Э.Грига  - для норвежской культуры.  Так как Ф.Шопен был блестящим пианистом,  основная часть его сочинений именно для фортепиано. Он является  автором множества  фортепианных произведений  танцевального жанра: вальсов, полонезов, мазурок.         И все они -  концертные  произведения (предназначены для слушания),  к тому же  тоже относятся к камерной музыке.  

     

 

Отличительной особенностью музыки Фридерика Шопена является  её песенно-танцевальная  основа.  Соотечественники  называли Шопена «душой фортепиано»  за  мелодичность,  душевность и красоту  его  сочинений. Послушайте несколько примеров его произведений и вы услышите, как непринуждённо, легко и поэтично звучит его музыка.

      Прелюдия №7 (прелюдия - небольшая пьеса)

      Вальс №10

      Мазурка №2

 

    А это  Полонез  Фридерика Шопена. (Полонез - танец-шествие.  Полонезами открывались светские балы). Вслушайтесь  в музыку, и вы определите, что маршевость здесь носит танцевальный характер: на каждый шаг выполняется  танцевальное движение.

В наше время возрождается традиция балов, на которых обязательным танцем является Полонез 

                                                                                                               

                                                                                 

 

       В опере Михаила Ивановича Глинки  «Иван Сусанин»   есть сцена  польского бала:  поляки устраивают  бал  по случаю  грядущей (будущей)  победы  над Россией. Это  празднество открывается  блестящим   полонезом.

                   

 


 

 

Основоположник  русской классической  музыки  Михаил Иванович Глинка  много путешествовал,  совершая  поездки в Западную Европу  с целью  знакомства с  музыкальной культурой  других стран.  Некоторое  время  он жил в Испании,  в местечке  Арагония.  Вернувшись обратно в Россию,  в память о пребывании в Испании,  Глинка сочинил  оркестровую  пьесу  «Арагонская хота»  (Хота - испанский народный танец, распространенный в провинции Арагон). Это произведение основано на подлинных народных                               напевах и танцевальных наигрышах. Оно отличается сочностью красок,     яркостью контрастов, блеском звучания. 

В «Арагонской хоте» используются и  кастаньеты – инструмент, типичный для испанской  народной музыки. 

Кастаньеты -  ударный  инструмент,  на нём  исполняют  ритм.

                                                                     

 

Слушаем:  М.И.Глинка.  Арагонская хота

 

 

Испанскими  танцевальными  мелодиями  насыщена  и опера «Кармен»французского композитора Жоржа Бизе.    Мы уже  слушали  увертюру  из этой оперы.

 

Главная героиня оперы – цыганка Кармен -  очень жизнерадостная девушка, любит  петь и танцевать,  поэтому  в сценах  с её участием  часто звучит танцевальная  музыка.

                   

Слушаем:  выход и песня  Кармен - «Хабанера» из оперы «Кармен».

Хабанера – это тоже испанский танец.