Высоцкий- поэт и певец

 

По воспоминаниям Высоцкого стихи он начал писать  с восьми лет. Это были  всякие вирши, детские стихи. Настоящие» стихи - с девятого класса, но никому их не показывал. Позже всевозможные пародии,  эпиграммы на своих одноклассников, знакомых.  

Примерно две трети стихотворений стали песнями, а оставшаяся треть долгое время не была доступна абсолютному большинству читателей.

Для Высоцкого не было запретных тем: он безбоязненно, с вызывающей у многих завистью, писал и пел обо всём, что его волновало. «Поющий нерв эпохи» - он был как бы лакмусовой бумажкой нашего общества», - сказал о нем в своих воспоминаниях Р. Рождественский.

Цель большинства стихотворений Высоцкого - снять с читателя розовые очки, высмеять его благодушие и окунуть в мир высших ценностей человеческого бытия. Скорее всего, узнаваемость жизненных ситуаций в его стихотворениях повлияла на популярность  творчества среди разных людей, в разных социальных и возрастных группах.

Интерес к авторской песне у Высоцкого        пробудился в 1960-61 гг. после знакомства с творчеством Булата Окуджавы, искренне желая выразить свое уважение, Владимир называл, его своим "духовным отцом".

Однажды  в автобусе Высоцкий увидел мужчину, у которого на груди красовалась татуировка «Люба, я тебя не забуду!». Такв 1961г. появилась его первая песня «Татуировка», только вместо «Любы» поставил для рифмы «Валю».

Районы Москвы, где он жил, раньше считались не очень респектабельными. Отсюда его интерес к так называемым "блатным" песням.Он начал писать их  для узкого круга друзей,чтобы петь в маленькой дворовой компании,  но впоследствии эти песни разлетелись по всему Союзу.

В печати первые отклики на песни Высоцкого были весьма сердитыми. Его обвиняли в романтизации уголовного мира, в «идеализации антиобщественных элементов».Но Высоцкий  не превозносил блатную жизнь, не восхищался ей, а просто показал, что она существует, что её породила сама система. Блатных, дворовых песен он позднее чуть стыдился,  называл эти песни «прежними» и в зрелом возрасте  их уже  не сочинял. По этому поводу он написал:

          За то, что я нарушал тишину…
За то, что мне неймётся   и не спится,
За то, что в передачах заграница
Передаёт мою блатную старину,
Считаю своим долгом извиниться.

 

В 1964 году Высоцкий создал свои первые песни к кинофильмам. А 1965-м, он написал знаменитую "Подводную лодку", которая поставила точку в его творческой юности.

В этом же  году в Москве проходят первые сольные концерты. К тому времени им уже написано около сотни песен.

Высоцкий охватил своим творчеством огромный  жанровый и  тематический спектр.

Он писал песни о дружбе, спорте, песни сатирического содержания,  песни-роли, военные песни, песни о России и другие.

Как никто другой  из поэтов еще В.С.Высоцкий  уделял много внимания спортивной теме. Он сам много занимался спортом: боксом, акробатикой и  многими другими видами спорта в молодости.  Когда стал актером,  занимался спортом для сцены, потому что в театре на Таганке приходилось делать разные акробатические номера.

Владимир Семенович хотел создать целую программу из своих песен о каждом виде спорта. У него есть «Песня о конькобежце на короткие дистанции…», «Песня о сентиментальном боксере», «Песенка про прыгуна в длину», «Песня о штангисте»,знаменитая песня-шутка «Утренняя гимнастика» , песня «Профессионалы», которую он написал после игры СССР-Канада в хоккей, когда наши стали в пятый раз чемпионами мира. Эта песня стала самой любимой у хоккеистов и много других песен, большинство которых он посвящал своим знакомым  друзьям-спортсменам.  

Играя в театре, Высоцкий  писал песни для спектаклей, а так же для кинофильмов и  каждый раз у этих песен начиналась своя жизнь. Они сразу же шли к людям,  будто бы минуя сцену и экран. Одними из таких песен являются песни, написанные к кинофильму «Вертикаль». Они пронизаны героизмом  людей, которые занимаются этим опасным делом. Но  это только оболочка, за которой видна главная тема - дружба, взаимовыручка, мужество идти до конца и ни когда не сдаваться. Эта тема присуща всему творчеству Высоцкого. Для своих песен он всегда выбирает ситуации, когда люди рискуют жизнью, когда они «вдоль обрыва, по над пропастью, по самому по краю».

Значительное место в поэзии Высоцкого занимает сатира, в которой поэт высмеивает различные пороки общества: пьянство, бескультурье, хамство, сплетничество, бюрократов,  чиновников, подхалимов. У него очень много острых  песен об этом слое городского мещанства.

Многие песни Высоцкого чем-то были похожи на роли. Роли из ни кем не поставленных и более того – ни кем ещё не написанных пьес. Он был их автором, режиссером и исполнителем. В них В.С.Высоцкий  импровизировал, увлекался, преувеличивал, был дерзок и насмешлив, дразнил и разоблачал, одобрял и поддерживал. При чем все это он делал так талантливо, так убедительно, что иные даже путали его с теми персонажами, которых он изображал в своих песнях. Он торопился, примерял на себя одежды, характеры и судьбы других людей: смешных и серьёзных, практичных и бесшабашных, реальных и выдуманных. Он влезал в их заботы, проблемы, профессии и жизненные принципы, демонстрировал их способность мыслить и манеру говорить. Эти песни-роли  были неожиданные, разноплановые, злободневные.

Настоящую популярность В.С.Высоцкому принесли  песни  о войне – это, прежде всего, песни «оченьнастоящих людей». Людей из плоти и крови. Сильных, усталых, мужественных, злых и добрых одновременно. Таким людям можно доверить и собственную жизнь и Родину.  

На концертах ветераны войны плакали, дарили ему цветы и подарки, спрашивали Высоцкого, где он воевал, с кем был в одном полку. Настолько был убедителен и правдив В.Высоцкий в своём творчестве, что его, молодого парня, принимали за своего. Откуда же у поэта столь подробное знание деталей военного быта, столь глубокое проникновение в героизм и трагизм войны?В.Высоцкий говорил, что эта тема в его стихах и песнях подсказана не только воображением, но и рассказами фронтовиков,  в числе которых были и его родные.Самые первые военные песни были написаны для картины «Я родом из детства», «Братские могилы», «Сыновья уходят в бой» и многие другие.

Как гражданин своей страны, Высоцкий не мог не писать о России и своём народе. В цикле песен о России: «Кони-привередливые», «Купола», «Дом», «Как по Волге матушке», - Высоцкий показывает всю любовь и нежность к своему народу, который столько страдал и страдает.

«Дом» это одна из лучших песен В. Высоцкого, в которой очень чётко видна судьба России. Здесь «Дом» - это Россия. Поэт чётко показал, как люди маются, живут скученно, но и трагически разобщено. Они утеряли представление о нормальной жизни, о любви, о труде. Они не замечают, когда кто-то умирает или кого-то убивают. Они тоскуют толи по прошлому, толи по будущему, а в настоящем жить не умеют. Про прошлое выдумывают, то чего не было, а про будущее ни чего толком не знают. Они не разумны в своих действиях, но чего-то ещё хотят, на что-то надеются. В этом доме кипит своя энергия жизни. И лишь взглянув на этот дом как бы со стороны, Высоцкий показал Россию и её народ.

 Поэзия и  сочинение песен занимала  главное место в его жизни. Он много выступал с концертами, на которых залы всегда были переполнены.Свой жанр на эстраде он чаще всего называл - авторской песней.

Свое последнее стихотворение«И снизу лед, и сверху…» В.С. Высоцкий написал за 5 дней до смерти. В этом стихотворениисплетены и друг от друга неотделимы любовь, благодарность любимой женщине, сознание выполненного долга перед людьми. Но кажется, самое главное тут — вера в возвращение к людям, в свою от них неотделимость. Высоцкий свято верил в человека. Для него слова «долг», «совесть», «любовь», «друг» наполнялись  высочайшим духовным смыслом. Ему было что спеть, что сказать людям.

 

И снизу лед, и сверху - маюсь между:
Пробить ли верх иль пробуравить низ?
Конечно, всплыть и не терять надежду!
А там - за дело в ожиданьи виз.
Лед надо мною - надломись и тресни!
Я весь в поту, хоть я не от сохи.
Вернусь к тебе, как корабли из песни,
Все помня, даже старые стихи.
Мне меньше полувека - сорок с лишним, -

 

Я жив, тобой и Господом храним.
Мне есть что спеть, представ перед Всевышним,
Мне будет чем ответить перед Ним.

Для В.Высоцкого авторская песня была возможностью разговаривать с людьми на разные темы, которые волновали его. Начав с примитива и  однозначности, постепенно обогащая свое поэтическое и гражданское видение, дошел до высоких литературных образцов. Со временем начал постепенно  складываться облик  автора-певца гражданского мужества, человеческой мудрости, человеческой порядочности и честности, великого патриотического долга. Роберт Рождественский сказал, что в песнях В.С. Высоцкого присутствует огромная мысль. У него нет пустых песен, песен ни о чем, которых так много в наше время.

 

  • Творческое наследие

Творческое наследие Высоцкого таит в себе немало загадок. Серьезные исследования начались не так давно, и еще предстоит много споров, открытий, различных версий.
Если попытаться определить место Высоцкого в истории нашей культуры одним словом, то самым точным, будет: олицетворенная совесть народа – совесть, которая пробивалась через тернии.

Власть противостояла его патологической справедливости: препятствовала съемкам в кино, не принимала в Союз писателей, не давала печататься.

Исполнение Высоцким своих песен было фактом « самиздата» - при том, что запрет на пластинки, книги, журналы, публикации был негласным, в чем сказалось особое коварство идеологических «начальников».

 В 1968 г. Вышла его первая грампластинка в СССР «Песни из кинофильма «Вертикаль»».  

В 1977 г.во Франции  выходят 3 больших авторских диска.

В этом же году выходит единственная прижизненная брошюра о творчестве Высоцкого в кино (Рубанова И., Владимир Высоцкий., М., 1977)

Андрей Вознесенский вспоминает, что он неоднократно пытался помочь опубликовать стихи Высоцкого, проломить стену предубеждений. В 1977 г. А.Вознесенский принес первую рукопись книги его стихов в издательство «Советский писатель». Лишь одно стихотворение  «Из дорожного дневника» удалось опубликовать в сборнике «День поэзии».

После смерти В.Высоцкого  в 1981 году выходит  сборник «Нерв», составленный Робертом  Рождественским. Тексты  для сборника были отобраны по принципу цензурной осторожности.  Хоть и вышел он  двумя изданиями, но многими переписывался от руки, так как пользовался огромным спросом. С «Нерва» началась эпоха  чтения произведений Высоцкого.

       До начала перестройки, до прихода гласности новых книг Высоцкого не выходило.

В  1992 году появляются  более полные и точные издания сборника «Нерв» издательства «Лотос» с текстологической подготовкой А.Е. Крылова. Он же  подготовил сборники «Четыре четверти пути», « Поэзия и проза», «Я куплет допою…», «130 песен для кино» и , наконец, двухтомник  сочинений В. С. Высоцкого (1990), в котором помещено 424 песни и 107 стихотворений.

Роли  В.Высоцкого в художественных фильмах, авторские песни, стихи- все это является драгоценным наследием для последующих поколений.

При жизни он не стал ни народным, ни заслуженным, ни лауреатом. Официальных наград и званий удостоен не был. Но поистине народным он стал. Его талант, его творчество и явились тем самым нерукотворным памятником, который ему воздвигла народная любовь.

 

Заключение

Так кем же всё-таки был В.Высоцкий? Поэтом? Певцом? Актёром?До сих пор эти вопросы остаются  открытыми.

 Одни утверждают, что песни и стихи Высоцкого весьма заурядны,и только блестящее исполнение самим автором делает их произведениями искусства. Другие говорят, что никакие роли Высоцкого на сцене и на экране не могут сравниться по степени оригинальности и таланта с его песнями.В одном из интервью В. Высоцкий отвечал на эти же вопросы, заданные почитателями его таланта  « Я думаю, что сочетание тех жанров и элементов искусства, которыми я занимаюсь и пытаюсь создать их синтез,- может быть, это какой-нибудь новый вид искусства.  Ведь каждое время дает новый вид искусства… Может быть, все это будет называться в будущем каким-то одним словом, но пока его нет».

  Eго творчество многогранно, он  достиг успехов как актер театра и кино, состоялся  как поэт, автор-исполнитель песен собственного сочинения.

 

В. Высоцкий  был яркой личностью, явлением, и этот факт  не нуждается в доказательствах.